Яндекс.Погода

 

ПРОГРАММА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развитияи воспитания, обучающихся на ступениначального общего образования являются Закон Российской Федерации «Обобразовании», Стандарт, Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России(далее - Концепция).

В соответствии с требованиями Стандарта Концепция и программы духовно нравственногоразвития и воспитания обучающихсяявляются ориентиром для формированиявсех разделов основной образовательнойпрограммы начального общего образования.

Примерная программа духовно - нравственного развитияи воспитания обучающихся являетсятакже концептуальной и методическойосновой для разработки и реализации образовательным учреждением в целяхболее полного достижения национальноговоспитательного идеала собственнойпрограммы духовно нравственного развитияи воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования. Программаразработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей села, района, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизациюзадач, ценностей, содержания, планируемыхрезультатов, а также форм воспитания исоциализации обучающихся, взаимодействияс семьёй, учреждениями дополнительногообразования, традиционными религиознымии другими общественными организациями,развития ученического самоуправления,участия обучающихся в деятельностидетско-юношеских движений и объединений,спортивных и творческих клубов.

Программа духовно-нравственного развития школысодержит теоретические положения иметодические рекомендации по формированиюцелостной образовательной среды ицелостного пространства духовнонравственного развития младшегошкольника, иначе определяемого какуклад школьной жизни, интегрированногов урочную, внеурочную, внешкольную,семейную деятельность обучающегося иего родителей (законных представителей).При этом школа должна создать условиядля реализации указанной программы,обеспечивая духовно нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческимценностям, ценностям семьи, своейэтнической, конфессиональной, социальнойгруппы, общечеловеческим ценностям вконтексте формирования у них идентичностигражданина России и направляяобразовательный процесс на воспитаниеребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно историческому наследиюсвоего народа и своей страны, на развитиеего творческих способностей и формированиеоснов его социально ответственногоповедения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многихсоциальных субъектов: образовательногоучреждения, семьи, учрежденийдополнительного образования, культурыи спорта, традиционных религиозныхорганизаций и общественных объединений,включая детско-юношеские движения и организации.

Ведущая,содержательно - определяющая роль в создании социально открытого укладашкольной жизни принадлежит педагогическомуколлективу гимназии.

Программа духовно - нравственного развития ивоспитания обучающихся содержит шестьразделов.

Первыедва раздела «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания,обучающихся на ступени начальногообщего образования» и «Ценностныеустановки духовно нравственного развитияи воспитания обучающихся» в основномвоспроизводят соответствующие разделыКонцепции, ориентируя их содержание наступень начального общего образования(ввиду принципиальной важностиопределения национального воспитательногоидеала, целей, задач и базовых ценностейдуховно нравственного развития ивоспитания обучающихся).

В третьем разделе «Основные направления и ценностные основы духовно - нравственного развития и воспитания, обучающихся наступени начального общего образования»общие задачи систематизированы поосновным направлениям духов, нонравственного развития и воспитания обучающихся:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уваженияк правам, свободам и обязанностямчеловека;

- воспитание нравственных чувств и этическогосознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения кучению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью издоровому образу жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе,окружающей среде (экологическоевоспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическоевоспитание).

В каждом из направлений духовно-  нравственного развития и воспитания обучающихсяраскрывается соответствующая системабазовых национальных ценностей.

Четвёртый раздел «Содержание духовно- нравственного развития и воспитания, обучающихся наступени начального общего образования»включает характеристику современныхособенностей развития и воспитанияобучающихся, раскрывает основныепринципы организации духовно-нравственного развития и воспитания (принцип ориентациина идеал, аксиологический принцип,принцип следования нравственномупримеру, принцип идентификации(персонификации), принцип диалогическогообщения, принцип полисубъектностивоспитания, принцип системно деятельностнойорганизации воспитания). В этом разделеконкретизируются и систематизируютсяпо основным направлениям общие задачидуховно нравственного развития ивоспитания, обучающихся с учётом ихвозраста, а также приводятся примерныевиды деятельности и формы занятий собучающимися на ступени начальногообщего образования.

Пятый раздел «Совместная деятельностьобразовательного учреждения, семьи и общественности по духовно - нравственному развитию и воспитанию обучающихся»формулирует и раскрывает:

- основные условия повышения эффективностисовместной воспитательной деятельностиобразовательного учреждения, семьи иобщественности, особенности этой работыв современных условиях;

- задачи, формы и содержание повышения педагогическойкультуры родителей, взаимодействияобразовательного учреждения собщественными объединениями .

В шестом разделе «Планируемые результаты духовно- нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступениначального общего образования»определены ценностные от ношения,представления, знания, опыт, которыедолжны быть сформированы у обучающихсяна ступени начального общего образованияпо каждому из направлений духовнонравственного развития и воспитания.

Конкретное содержание духовно нравственного развития и воспитания в МОУ БогдановскаяСОШ, каждом классе осуществляется сучётом реальных условий, индивидуальных особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей.

 

 Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования

 

Цель и задачи духовно - нравственного развитияи воспитания, обучающихся на ступениначального общего образованияформулируются, достигаются и решаютсяв контексте национального воспитательногоидеала, представляющего собой высшуюцель образования, нравственное (идеальное)представление о человеке, на воспитание,обучение и развитие которого направленыусилия основных социальных субъектов:государства, семьи, школы, общественныхорганизаций.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный,творческий, компетентный гражданинРоссии, принимающий судьбу Отечествакак свою личную, осознающий ответственностьза настоящее и будущее своей страны,укоренённый в духовных и культурныхтрадициях многонационального народаРоссийской Федерации.

В программе духовно - нравственного развития ивоспитания, обучающихся на ступениначального общего образования МОУБогдановская СОШ отражён национальный воспитательный идеал. При этом, учитывая,что в современном процессе развития ивоспитания ребёнка активно участвуютне только традиционные субъекты (семьяи образовательное учреждение), но иразличные общественные, культурные,религиозные организации, средствамассовой информации (СМИ), необходимообеспечить согласованность действиймежду этими субъектами в решениипринципиального вопроса о том, навоспитание какого человека направленынепосредственные или опосредованныеих усилия.

Педагогическое сообщество, образовательное учреждение способны взять инициативув определении и реализации национальныхпедагогических приоритетов. При этомнациональный воспитательный идеалдолжен стать принципиальной основойсоциального партнёрства как способавзаимодействия субъекта образовательногопроцесса с другими субъектами духовнонравственного развития и воспитаниядетей и молодёжи.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическаяцель - воспитание, социально педагогическаяподдержка становления и развитиявысоконравственного, ответственного,инициативного и компетентного гражданинаРоссии.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно нравственногоразвития и воспитания, приведённых вКонцепции, а также с учётом «Требованийк результатам освоения основнойобразовательной программы начальногообщего образования», установленныхСтандартом, определяются общие задачидуховно нравственного развития ивоспитания обучающихся на ступениначального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

- формирование способности к духовному развитию,реализации творческого потенциала вучебно-игровой, предмет но - продуктивной,социально ориентированной деятельностина основе нравственных установок иморальных норм, не прерывного образования,самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции - «становитьсялучше»;

- укрепление нравственности, основанной на свободеволи и духовных отечественных традициях,внутренней установке личности школьникапоступать согласно своей совести;

- формированиеоснов нравственного самосознанияличности (совести) - способности младшегошкольника формулировать собственныенравственные обязательства, осуществлятьнравственный самоконтроль, требоватьот себя выполнения моральных норм,давать нравственную оценку своим ичужим поступкам;

- формирование нравственного смысла учения;

- формированиеоснов морали - осознанной обучающимсянеобходимости определённого поведения,обусловленного принятыми в обществепредставлениями о добре и зле, должноми недопустимом, укрепление у обучающегосяпозитивной нравственной самооценки,самоуважения и жизненного оптимизма;

- принятиеобучающимся базовых национальныхценностей, национальных и этническихдуховных традиций;

- формированиеэстетических потребностей, ценностейи чувств;

- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданнуюпозицию, проявлять критичность ксобственным намерениям, мыслям ипоступкам;

- формированиеспособности к самостоятельным поступками действиям, совершаемым на основеморального выбора, к принятиюответственности за их результаты;

- развитиетрудолюбия, способности к преодолениютрудностей, целеустремлённости инастойчивости в достижении результата;

- осознаниеобучающимся ценности человеческойжизни, формирование умения противостоятьв пределах своих возможностей действиями влияниям, представляющим угрозу дляжизни, физического и нравственногоздоровья, духовной безопасностиличности.

В областиформирования социальной культуры:

- формированиеоснов российской гражданской идентичности;

- пробуждениеверы в Россию, чувства личной ответственностиза Отечество;

- воспитаниеценностного отношения к своемунациональному языку и культуре;

- формированиепатриотизма и гражданской солидарности;

- развитиенавыков организации и осуществлениясотрудничества с педагогами, сверстниками,родителями, старшими детьми в решенииобщих проблем;

- укреплениедоверия к другим людям;

- развитиедоброжелательности эмоциональнойотзывчивости, понимания и сопереживаниядругим людям;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формированиеосознанного и уважительного отношенияк традиционным российским религиям ирелигиозным организациям, к вере ирелигиозным убеждениям;

- формированиетолерантности и основ культурымежэтнического общения, уважения кязыку, культурным, религиозным традициям,истории и образу жизни представителейнародов России.

В областиформирования семейной культуры:

- формированиеотношения к семье как основе российскогообщества;

- формированиеу обучающегося уважительного отношенияк родителям, осознанного, заботливогоотношения к старшим и младшим;

- формированиепредставления о семейных ценностях,гендерных семейных ролях и уважения кним;

- знакомствообучающегося с культурно историческимии этническими традициями российскойсемьи.

 

Ценностные установки духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся

 

Содержание мдуховно нравственного развития ивоспитания являются ценности, хранимыев культурных, этнических, семейных идругих социокультурных традициях ипередаваемые от поколения к поколению.В Концепции приведена система базовыхнациональных ценностей. Критериемсистематизации и разделения по определённым группам этих ценностейприняты источники нравственности ичеловечности, т. е. те области общественныхотношений, деятельности и сознания,опора на которые позволяет человекупротивостоять разрушительным влияниями продуктивно развивать своё сознание,жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

- патриотизм— любовь к Родине, своему краю, своемународу, служение Отечеству;

- социальнаясолидарность — свобода личная инациональная; уважение и доверие клюдям, институтам государства игражданского общества; справедливость,равноправие, милосердие, честь,достоинство;

-гражданственность — долг передОтечеством, правовое государство,гражданское общество, закон и правопорядок,поликультурный мир, свобода совести ивероисповедания, забота о благосостоянииобщества;

- семья —любовь и верность, забота, помощь иподдержка, равноправие, здоровье,достаток, уважение к родителям, заботао старших и младших, забота о продолжениирода;

- личность— саморазвитие и совершенствование,смысл жизни, внутренняя гармония,самоприятие и самоуважение,

- достоинство,любовь к жизни и человечеству, мудрость,способность к личностному и нравственномувыбору;

- труд итворчество — уважение к труду, творчествои созидание, целеустремлённость инастойчивость, трудолюбие;

- наука —ценность знания, стремление к познаниюи истине, научная картина мира;

- традиционные религии — представления о вере,духовности, религиозной жизни человека,ценности религиозного мировоззрения,толерантности, формируемые на основемежконфессионального диалога;

- искусствои литература — красота, гармония,духовный мир человека, нравственныйвыбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

- природа —эволюция, родная земля, заповеднаяприрода, планета Земля, экологическоесознание;

- человечество— мир во всём мире, многообразие иуважение культур и народов, прогрессчеловечества, международное сотрудничество

 

Основные направления и ценностные основы духовно - нравственного развитияи воспитания обучающихся на ступениначального общего образования

 

Общие задачи духовно - нравственного развитияи воспитания учащихся на ступени начального общего образованияклассифицированы по направлениям,каждое из которых, будучи тесно связанным,с другими, раскрывает одну из существенныхсторон духовно нравственного развитияличности гражданина России.

Каждое из направлений духовно нравственногоразвития и воспитания обучающихсяосновано на определённой системе базовыхнациональных ценностей и должнообеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно - нравственного развития ивоспитания обучающихся в перспективедостижения национального воспитательногоидеала осуществляется по следующим направлениям:

- Воспитание гражданственности, патриотизма, уваженияк правам, свободам и обязанностямчеловека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своемукраю, служение Отечеству, правовоегосударство, гражданское общество,закон и правопорядок, поликультурныймир, свобода личная и национальная,доверие к людям, институтам государстваи гражданского общества.

- Воспитание нравственных чувств и этическогосознания.

Ценности:нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;справедливость; милосердие; честь;достоинство; уважение родителей; уважениек старшим, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувстводолга; забота и помощь, мораль, честность,щедрость, забота о старших и младших;свобода совести и вероисповедания;толерантность, представление о вере,духовной культуре и светской этике.

- Воспитаниетрудолюбия, творческого отношения кучению, труду, жизни.

Ценности:уважение к труду; творчество и созидание;стремление к познанию и истине;целеустремлённость и настойчивость,бережливость, трудолюбие.

- Формированиеценностного отношения к здоровью издоровому образу жизни.

Ценности:здоровье физическое и стремление кздоровому образу жизни, здоровьенравственное, психологическое, нервнопсихическое и социально психологическое.

- Воспитаниеценностного отношения к природе,окружающей среде (экологическоевоспитание).

Ценности:родная земля; заповедная природа; планетаЗемля; экологическое сознание.

- Воспитаниеценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетическихидеалах и ценностях (эстетическоевоспитание).

Ценности:красота; гармония; духовный мир человека;эстетическое развитие, самовыражениев творчестве и искусстве.

Все направления духовно нравственногоразвития и воспитания важны, дополняютдруг друга и обеспечивают развитиеличности на основе отечественныхдуховных, нравственных и культурныхтрадиций.

 

Содержание духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся наступени начального общего образования

 

Современные особенности развития ивоспитания обучающихся на ступениначального общего образования

Обучающиесяна этой ступени образования требуютособого педагогического внимания. Споступлением в школу у ребёнкаосуществляется переход к учебнойдеятельности, освоение новой социальнойпозиции, новой роли ученика, расширяетсясфера его взаимодействия с окружающиммиром, начинается формирование у ребёнкаположительного отношения к образованию,школе, педагогам и сверстникам,вырабатываются основы его социального,гражданского поведения, характертрудовой, общественной, творческойдеятельности. При этом существенноевлияние на формирование указанныхновообразований познавательной сферы,качеств и свойств личности обучающегосяоказывают принципиально новые условияжизнедеятельности современного ребёнка,которые требуют учёта при формированииподходов к организации его духовнонравственного развития и воспитания.

Современныйребёнок находится в беспредельноминформационном и огромном социальномпространстве, не имеющем чётких внешнихи внутренних границ. На него воздействуютпотоки информации, получаемой благодаряИнтернету, телевидению, компьютернымиграм, кино. Воспитательное и социализирующеевоздействие (не всегда позитивное) этихи других источников информации нередкоявляется доминирующим в процессеразвития и воспитания.

В современных условиях осуществленияведущей деятельности ребёнка усиливаетсяконфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе(системность, последовательность,традиционность, культуросообразностьи т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность,смешение высокой культуры и бытовой,размывание границ между культурой иантикультурой и т. д.), который меняетструктуру мышления детей, их самосознаниеи миропонимание, ведёт к формированиюэклектичного мировоззрения, потребительскогоотношения к жизни, морального релятивизма.

В силу произошедшей в 1990е гг. переориентациивоспитания с коллективистской наиндивидуалистическую модель, фактическогоотсутствия форм совместной со взрослыми,старшими детьми, подростками, молодёжьюсоциально ориентированной деятельности,девальвации традиционных ценностейпроизошли существенные изменения всистеме отношения ребёнка к окружающемумиру, к другим людям, к себе самому.Значительно снизилась ценность другихлюдей и степень участия в их жизни, напервый план вышло переживание ипозиционирование самого себя, вследствиечего в обществе распространяется эгоизм,происходит размывание гражданственности,социальной солидарности и трудолюбия.

Образовательное учреждение призваноактивно противодействовать этимнегативным тенденциям. Прежде всего,необходим переход от воспитательнойработы, построенной на наборахвоспитательных технологий по проведениюв основном в рамках дополнительногообразования отдельных мероприятий, несвязанных с содержанием деятельностиребёнка в образовательном учреждении,семье, группе сверстников, в обществе,в его социальном и информационномокружении, к системному духовнонравственному развитию и воспитаниюобучающихся, направленному на формированиеморально нравственного, личностноразвивающего, социально открытогоуклада школьной жизни.

В реализацииданной задачи категория «укладшкольной жизни» является базовойдля организации пространства духовнонравственного развития обучающегося,его эффективной социализации исвоевременного взросления. Укладшкольной жизни педагогически интегрируетосновные виды и формы деятельностиребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную,трудовую, эстетическую, социальнокоммуникативную и др. на основе базовыхнациональных ценностей, традиционныхморальных норм, национальных духовных традиций народов России.

Организация уклада школьной жизни должна в полноймере учитывать разноуровневый, полисубъектный, многомернодеятельностный характер современного пространства духовно нравственного развития ивоспитания, скреплённого базовыминациональными ценностями и духовнымитрадициями, в котором, с одной стороны,поддерживается непрерывность детства,а с другой — обеспечивается моральнонравственная, социальная, культурнаяполноценность перехода ребёнка издошкольного в младший, а из него в среднийшкольный возраст.

Школе как социальному субъекту — носителюпедагоги ческой культуры, несомненно,принадлежит ведущая роль в осуществлениидуховно нравственного развития ивоспитания ребёнка. Уклад школьнойжизни как уклад жизни обучающегосяорганизуется педагогическим коллективомшколы при активном и согласованномучастии иных субъектов развития ивоспитания (семьи, учрежденийдополнительного образования, культурыи спорта, традиционных религиозных иобщественных организаций).

В основе программы духовно нравственного развитияи воспитания обучающихся на ступениначального общего образования иорганизуемого в соответствии с нейуклада школьной жизни лежат следующиепринципы.

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегдаориентировано на определённый идеал,который являет собой высшую цельстремлений, деятельности воспитания исамовоспитания, духовно нравственногоразвития личности. Воспитательный идеалподдерживает внутреннее (смысловое,содержательное, процессуальное) единствоуклада школьной жизни, обеспечиваетвозможность согласования деятельностиразличных субъектов воспитания исоциализации. Программа духовнонравственного развития и воспитанияобучающихся начальной школы направленана достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценностиопределяют основное содержание духовнонравственного развития и воспитанияличности младшего школьника. Их отборсреди огромного количества ценностей(общечеловеческих, религиозных,этнических, общественных, корпоративных)происходит на основе национальноговоспитательного идеала, который, в своюочередь, раскрывается в этой системеценностей.

Принцип следования нравственному примеру.Следование примеру — ведущий методнравственного воспитания. Пример — этовозможная модель выстраивания отношенийребёнка с другими людьми и с самим собой,образец ценностного выбора, совершённогозначимым другим. Содержание учебногопроцесса, внеучебной и внешкольнойдеятельности должно быть наполненопримерами нравственного поведения.Пример как метод воспитания позволяетрасширить нравственный опыт ребёнка,побудить его к внутреннему диалогу,пробудить в нём нравственную рефлексию,обеспечить возможность выбора припостроении собственной системы ценностныхотношений, продемонстрировать ребёнкуреальную возможность следования идеалув жизни. В примерах, демонстрирующихустремлённость людей к вершинам духа,персонифицируется, наполняется конкретнымжизненным содержанием национальныйвоспитательный идеал. Особое значениедля духовно нравственного развитияобучающегося имеет пример учителя.

Принципидентификации (персонификации).Идентификация — устойчивое отождествлениесебя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьномвозрасте преобладает образно эмоциональноевосприятие действительности, развитымеханизмы подражания, эмпатии, способностьк идентификации. В этом возрасте выраженаориентация на персонифицированныеидеалы — яркие, эмоционально привлекательныеобразы людей (а также природных явлений,живых и неживых существ в образечеловека), неразрывно связанные с тойситуацией, в которой они себя проявили.Персонифицированные идеалы являютсядейственными средствами нравственноговоспитания ребёнка.

Принципдиалогического общения. В формированииценностных отношений большую рольиграет диалогическое общение младшегошкольника со сверстниками, родителями(законными представителями), учителеми другими значимыми взрослыми. Наличиезначимого другого в воспитательномпроцессе делает возможным его организациюна диалогической основе. Диалог исходитиз признания и безусловного уваженияправа воспитанника свободно выбиратьи сознательно присваивать ту ценность,которую он полагает как истинную. Диалогне допускает сведения нравственноговоспитания к морализаторству имонологической проповеди, но предусматриваетего организацию средствами равноправногомежсубъектного диалога. Выработкаличностью собственной системы ценностей,поиск смысла жизни невозможны внедиалогического общения ребёнка созначимым другим. Содержанием этогопедагогически организованного общениядолжно быть совместное освоение базовыхнациональных ценностей.

Принципполисубъектности воспитания. В современныхусловиях процесс развития и воспитанияличности имеет полисубъектный,многомерно-деятельностный характер.Младший школьник включён в различныевиды социальной, информационной,коммуникативной активности, в содержаниикоторых присутствуют разные, нередкопротиворечивые ценности и мировоззренческиеустановки. Уклад школьной жизнипредусматривает, что деятельностьразличных субъектов духовно нравственногоразвития и воспитания при ведущей ролиобразовательного учреждения д

Контакты

МОУ Богдановская СОШ

Адрес: Россия, Оренбургская область, Тоцкий район, село Богдановка, ул.Школьная, 14. 461113


Телефон: 8(3534)996154

E-mail: ouo430004@totsk-roo.esoo.ru

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz