Яндекс.Погода

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

 

      Воспитательная система школы  представляет собой совокупность компонентов: цели и задач воспитания; совместной деятельности субъектов, её реализующих; рождающихся в сотрудничестве и общении отношений, интегрирующих субъектов в едином воспитательном пространствеуправлении, обеспечивающем  достижение воспитательных целей. Центром воспитательной деятельности школы является ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА, целевым ориентиром - Модель личности выпускника школы диалога культур

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

 

    Актуальность воспитательной цели школы диалога культур обусловлена тем, что школа является  единственным социально-культурным центром села и  играет ведущую роль в  создании единого воспитательного пространства на основе социального партнерства с включением всех детей села в последовательно расширяющееся воспитательное пространство: семья -  школа – родное село – родная страна.

     Характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей всем миром:  забота о развитии ребенка лежит на плечах не только отдельных жителей деревни - родителей, родственников, педагогов школы, но и всего сельского сообщества «богом данной земли». Каждый ребенок естествен­ным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических ка­честв. К работе по формированию межнациональной толерантности школьников привлекаются  родители, люди старшего поколения -  они являются носителями своей национальной культуры.

     Цель: содействие развитию ценностных отношений личности к окружающему миру и к себе на основе межнационального общения, диалога культур, традиций и краеведения  в условиях сельского социума.

       Для реализации данной цели определены следующие задачи:

- способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию малой родины, России, всей планеты;

- создать условия для развития мотивации личности к познанию мира, другого человека, себя;

- организовать продуктивное воспитательное взаимодействие и сотрудничество всех структур школы и ее социальных партнеров;

- содействовать развитию творческих задатков и способностей детей;

- создать условия для сохранения здоровья учащихся, воспитать ценностное отношение к здоровому образу жизни;

- содействовать активному включению воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность.

  Важным специфическим фактором социального воспитания богдановских школьников является совокупность позитивных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов в общественной и семейной жизни, приверженность сельских жителей к традициям народной педагогики, которые сравнительно легко проникают в сельскую школу. Они отражают трудовые процессы, сезонные изменения в природе, особенности образа жизни, организации досуга.

     Важную роль здесь играют педагогические составляющие сельской среды - природное окружение, сопровождающее ребенка с момента рождения, сельскохозяйственная производственная жизнь взрослых, в которой он так или иначе с ранних лет принимает участие, сохранившиеся общинные традиции.

    В школе ведется работа по возрождению народной культуры: создаются творческие группы учителей, родителей, учащихся по разработке программ, праздников, конкурсов. 

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, В РАМКАХ КОТОРЫХ  ПРОИСХОДИТ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

 

       В школе сложилась целостная система воспитания, выстроенная на принятии каждого ученика как Личности, на принципах гуманизма, толерантности. В основе работы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по всем направлениям воспитательной работы.

     Системообразующей деятельностью воспитательной системы школы является использование возможностей школьного краеведческого музея,  созданного в 1985 году по инициативе выпускников, родителей, односельчан, учащихся и педагогов школы в  результате многолетней  поисково-собирательной и исследовательской деятельности.

       Все значимые мероприятия школы и села связаны с деятельностью музея и способствуют  формированию интереса к истории своей малой родины и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей.

       Воспитательная работа, осуществляемая в школе, включает в себя 3 взаимосвязанных и взаимозависимых блока: воспитание в процессе обучения; внеурочная воспитательная деятельность; внешкольная деятельност

1. Воспитание в процессе обучения

    Идея патриотического и духовного воспитания находит свое преломление в уроке, который является  основным звеном воспитательной системы школы. С 2004 года в школе введены социально- гуманитарный и аграрно-технологический профили обучения, что способствует реализации концепции воспитательной работы.

     Русский язык является средством межнационального общения и объединения национальностей села Богдановки. В школе учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством воспитания. Победы   во Всероссийском  конкурсе «Лучший урок письма»  по теме: «Письма пишут разные…» (2006 год),   Интернет - проекта  «Россия. Богдановка» (2008 год)  показали, что успешное  овладение языком позволяет глубже проникнуть в историю, культурные традиции, национальные ценности и признать реалии современного поликультурного мира.

       Именно поэтому выступление педагога школы Тухфатуллиной Г.Ш.  на Международной научно-практической конференции «Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества» (2008 год) позволило обобщить опыт работы в этом направлении и открыть «Школьный музей русского языка».

      Литература вызывает искренний отклик в сердцах и душах детей разных национальностей и культурных традиций, так как  пропитана человеколюбием, имеет глубочайшие традиции гуманизма, ненасилия, что подтверждается при  использовании на уроках  краеведческого материала музея. Введение спецкурса «Оренбургский край в произведениях писателей- классиков» (автор проф. А.Г.Прокофьева) позволяет использовать краеведческий материал при изучении программных произведений: в 8 классе работа над проектом «Свидание с пылающей эпохой» (по  повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») позволила учащимся проследить путь автора по Оренбургскому краю, пребывание поэта в Тоцком. Стенды «Писатели- классики в Оренбургском крае», «Поэты нашего села»

     В 2008-2009 учебном году 3 ученика 9 класса (Волохина О., Ахмерова Р., Шаталова Ю.) стали региональными Лауреатами Всероссийских творческих конкурсов, посвященных юбилеям  великих русских  писателей Л.Н.Толстого и И.С.Тургенева,  ученик 7 класса (Ставицкий Д.) во Всероссийском конкурсе «Мама, папа и я -  читающая семья» (2009 год).

     В рамках школы диалога культур изучение истории России приобретает важный аспект: история страны — это история народов, ее населяющих. С этой точки зрения история России для татарских, чувашских, армянских учеников - неделимая часть истории их народа, особенно с учетом объективной исторической и культурной связи между народами и странами. Учителя истории внесли  в методические и поурочные планы соответствующие акценты: многие уроки проводятся в школьном краеведческом музее и с использованием материалов музея.  Особенно эффективно это при изучении тем «Великая  Отечественная война», «Освоение  целинных и залежных земель», «Культура и быт России в 19 веке», «Хозяйственное развитие Оренбургского края», «Гражданская война», «Просвещение и культура Оренбургской губернии», «Духовная жизнь России в 1940-1960 годах». Использование документальных, архивных материалов  дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования.

      Педагоги школы всегда имеют в виду и проблему межнациональных отношений, чтобы дипломатично сделать акцент и на дружбе народов в советские годы  и погрузить современных школьников в ситуацию героического подвига народа, который всегда был многонационален, а также заставить их задуматься о необходимости строить и сегодня цивилизованные межнациональные отношения. Этому способствуют и введенные в учебный план школы предметы «Краеведение» (9 класс), «История Оренбургской области» (8 класс), спецкурс «История религий мира» (10 класс).

     На уроках обществознания акцентируется  культурная близость этих  народов, подтвержденная примерами. Создана учебно-методическая база для всех ступеней обучения в общеобразовательных учреждениях, введен курс «Граждановедение» в качестве регионального компонента.

       Предмет «Иностранный язык» (английский и немецкий)  занимает в школе особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».

    Информатика  изучается  с 2 класса, что содействует познавательной мотивации учащихся, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но  приобщаются к материалам мировой информационной культуры.

       Воспитание в процессе обучения - это реализация воспитательного потенциала урока  через  творческие уроки, такие как урок - деловая игра, урок- путешествие, урок - диспут, урок - ролевая игра.

   Введение аграрно- технологического профиля способствует трудовому воспитанию учащихся: на уроках технологии  в средних классах девочки получают первые навыки швейного дела, обслуживающего труда, мальчики – навыки работы по дереву в слесарной, столярной  мастерских. По традиции в школьный компонент входят курсы: «Сельхозмашины», «Трактор» (для юношей 10-11 классов с получением удостоверения тракториста – машиниста 3 класса), которые  знакомят ребят с достижениями сельскохозяйственной науки, техники, непосредственное ознакомление учащихся с производством, условиями и результатами труда специалистов различных профессий и квалификаций, с перспективами и особенностями той или иной профессии в своем селе, с принципами оплаты труда в сельском хозяйстве.  «Швейное дело» (для девушек 10-11 классов). 

2. Внеурочная воспитательная деятельность  -  процесс воспитания, опирающийся на возможности школьного краеведческого музея, ученического самоуправления с выходом на коллективные творческие дела, обеспечивает реализацию таких форм воспитания, как часы классного руководства, смотры, предметные недели, КТД, операции, рейды, выставки, конкурсы. Используются новые формы внеурочной работы, такие как: Интернет - проект, деревенские посиделки, литературное кафе, интеллектуальные игры, викторины, фестивали. Особенно эффективным является участие в акциях «Доброта спасет мир», посвященных: Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню Матери, «Внуки твои, Победа».

   Школьный краеведческий музей, являясь частью открытого образовательного пространства, является  координатором гражданско-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.


Приоритетные направления воспитательной работы  школы

  •  Гражданско - патриотическое воспитание  реализуется в рамках разработанной в школе программы "Растим  патриотов  России" и нацелено на:

- изучение исторического прошлого и настоящего родного края, района,  села, истории становления колхоза, исторических судеб земляков, трудового, боевого пути односельчан;

- активное участие в общественной жизни села, общественно полезной, трудовой, досуговой деятельности сельских тружеников;

- оказание помощи ветеранам войны и труда, семьям погибших воинов, многодетным семьям, престарелым и одиноким людям;

-  осознание исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни своей малой родины, страны.

     Любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близким, к дому, к школе. Гражданско-патриотическое воспитание в школе имеет четко обозначенную линию: семья -  школа – родное село – родная страна.

    Сбор материала патриотического, краеведческого направления  происходит во время встреч со старожилами села, знаменитыми земляками, так как стержнем музея является история - история семьи, школы, отдельного   выпускника,   педагога. В   каждом  из   таких свидетельств отражается какая - то частица истории родного края.

     Деятельность музея включает  работу экскурсоводов, исследователей, поддерживается связь со школьными  музеями района, области, России, Советом ветеранов Богдановского сельсовета, выпускниками школы разных лет.

       Традиционные мероприятия:  уроки Мужества, тематические вечера и утренники, клубы встреч с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приемы ветеранов, митинги Памяти, Дни воинской славы России, которые организовываются активом музея и членами  военно-патриотического объединения «Факел»,  слеты военно-патриотических клубов, соревнования по многоборью, по стрельбе из пневматического оружия; конкурсы творческих работ «Овеянные славой флаг наш и герб», «История флота - история славы России».

 

  •  Нравственно - эстетическое воспитание реализуется в рамках разработанных  в школе программ  «Духовное возрождение села»,  «В мире прекрасного», является важной составной частью воспитательного процесса и направлено на:

- изучение и распространение прогрессивных национальных традиций, обусловленных духовным обликом нации; изучение языка, обычаев, культуры, истории живущих по соседству наций и народностей;

- изучение культуры родного края, культурного наследия выдающихся земляков;

- знакомство учащихся с народным искусством, сохранение культурных традиций отцов, старшего поколения;

- использование фольклора, природы в эстетическом воспитании школьников;

- формирование толерантности, общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения;

-  развитие творческих способностей и художественного вкуса учеников.

   Воспитательная работа на занятиях творческих объединений направлена на возрождение и сохранение культурных традиций своей малой Родины.

    В школе существует детская фольклорная группа «Горошинка», детский хор, 40% детей занимаются в музыкальной школе, детской школе искусств.

    Традиционные мероприятия: экскурсии в краеведческий музей, встречи с местными умельцами, художниками, поэтами, неделя искусства в школе, участие в областных выставках-конкурсах творческих работ «Мастера и подмастерья», «Пасхальный перезвон», «Моё Оренбуржье», участие в областных и районных фестивалях и смотрах «Талант! Музыка! Дети!», «Музыкальные ступеньки», «Радуга», «В ритме танца», «Я вхожу в мир искусств».

  • Спортивно - оздоровительная работа  реализуется в рамках разработанной в школе программы «Наш путь к здоровью» и нацелено на:

-  воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- активное участие в решении вопросов здорового образа жизни, наркомании, табакокурения;

- на воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;

- на показ ребёнку, его семье значимости  его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для профессионального становления.

     Традиционные мероприятия: акция «Мы выбираем здоровый образ жизни», участие в «Кроссе нации», «Лыжне России», соревнования по футболу, волейболу; первенство школы  по шахматам, шашкам, настольному теннису, самбо на приз районной газеты «Авангард».

  • Трудовое воспитание учащихся реализуется в рамках школьной программы

     «Трудовое обучение и воспитание на селе», ориентированной на использование национально-этнических особенностей в трудовом воспитании школьников с учетом потребностей села,  и нацелено на:

- возрождение и развитие традиций деревни, связанных со спецификой сельскохозяйственного производства, особенностями сельского образа жизни;

- изучение и возрождение народных ремесел, промыслов и семейных традиций сельских жителей;

- участие в производственной деятельности тружеников базового хозяйства, приобщение школьников к передовым методам организации труда;

- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.

    Развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке территории и помещений школы, сельского парка, улиц. Ребята с родителями участвуют  в акциях «Посади дерево на счастье», экологических субботниках  по  благоустройству памятников села Богдановки.

   В период летних каникул детям (в первую очередь из неблагополучных семей, «группы риска») предоставляется возможность трудоустроиться через Центр занятости населения или через сельский совет. В школе создается ремонтная бригада из числа таких ребят. При открытии в 2009 году нового двухэтажного здания Богдановской участковой больницы принял участие  весь коллектив школы. Ребята заложили небольшой парк, занимались посадкой цветов, декоративных кустов, покраской стен, окон, потолков.

      Ежегодно школьники оказывают шефскую помощь Богдановскому лесничеству в сборе семян ясеня, шишек сосны.

     При  школе существует учебно-опытный участок площадью 1 га. Результаты подводятся на празднике Урожая. В 2009 году большое внимание уделено школьному двору по выполнению проекта "Школьный двор».

     Воспитанию национально-этнических особенностей в трудовом воспитании школьников с учетом потребностей села способствует работа летнего пришкольного лагеря художественно – эстетического и краеведческого направлений «Солнцеград»,  который функционирует в 2-3 смены. Родители на общественных началах проводят кружки по плетению корзин, бисероплетению, по приготовлению национальных блюд. К работе в летнем лагере привлекаются все заинтересованные структуры села: БЦД, участковая больница, сельская  библиотека.

      Традиционные мероприятия: трудовые акции  «Посади дерево на счастье», «Чистодвор»; трудовые десанты «Домик для скворца», «Помощь пожилым людям»; субботники, воскресники.

 

3.Внешкольная деятельность – воспитательная работа, дающая ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути в соответствии с его способностями и интересами.

    Система дополнительного образования школы обеспечивает мотивацию учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника,  формирование и укрепление общешкольных традиций.

    Объединение детей, педагогов, родителей и общественности происходит в единой воспитательной окружающей среде: на базе школы работают   17 творческих объединений  - литературно - краеведческое «Былина»,  военно-патриотическое объединение «Факел», экологическое «Ландыш», фольклорное «Горошинка», декоративно- прикладное «Золотые нитки», туристско-краеведческое,  спортивные секции  «Самбо», «Волейбол», Теремок», «Звездочка», «Веселые нотки», «Историческое краеведение», «Умелые руки», «Мастерок», « Ровесник», « Художественное творчество», «Ритмика», «Меткий стрелок», «Твой выбор», «Школа безопасности», «Цветовод», «Мир информатики».   40% детей обучаются в филиалах  районной музыкальной школы и районной школы искусств.

     Каждое занятие имеет воспитывающий характер: воспитательная деятельность на занятиях творческих объединений ориентирована на формирование общечеловеческих ценностей, качеств, определенных в Модели личности выпускника.

Контакты

МОУ Богдановская СОШ

Адрес: Россия, Оренбургская область, Тоцкий район, село Богдановка, ул.Школьная, 14. 461113


Телефон: 8(3534)996154

E-mail: ouo430004@totsk-roo.esoo.ru

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz