Проект « Россия. Богдановка»
Цель проекта:
Формирование у детей коммуникативных способностей, социального и гражданского опыта в процессе практической и теоретической деятельности на уроке и во внеурочное время .
Задачи проекта:
- закрепление на практике навыков и умений, полученных на открытом уроке письма « Письма пишут разные…»;
- осмысление роли письма в условиях современного демократического общества;
- расширение и систематизация знаний детей о родном крае, об истории возникновения села Богдановки на территории Тоцкого района;
- актуализация знаний учащихся о своей малой родине;
- использование возможностей информационных технологий в реализации проекта
Реализация проекта включает следующие виды деятельности:
- познавательная;
- культурно-массовая;
- юнкоровская;
- краеведческая;
- социологическая;
- профориентационная;
Методы и средства проведения проекта:
- социологические исследования;
- анкетирование;
- изучение документов;
- изучение архивных материалов;
- консультации учащихся;
- консультации педагогов;
- составление текстов писем.
Уровень риска:
Помешать реализации проекта могут:
-недостаточная подготовка обучаемых к изложению своих проблем, запросов, предложений в письменном виде;
- недостаточная квалифицированная помощь со стороны педагогов;
-недоверие по отношению к детям;
-чрезмерная педагогическая опека;
-недостаточная подготовленность педагогов для разъяснения проблемы.
Участники проекта:
- Члены литературно-краеведческого объединения « Былина»;
- Уч-ся 8-11 классов (на уроке);
- Уч-ся 1-11классов (во внеурочное время);
- Члены лекторской группы школьного краеведческого музея;
- педагоги школы;
- администрация школы;
- работники школы;
- жители села Богдановки.
Ожидаемый результат:
- Реализация интересов и потребностей учащихся в школе;
- Формирование у обучаемых гражданской зрелости, демократической и правовой культуры;
- Приобретение социального опыта;
- Закрепление, обогащение и систематизация знаний учащихся, полученных на уроке « Письма пишут разные…».
Разработка проекта.
1.Формирование команды, ее состав:
- Тухфатуллина Г.Г.- руководитель литературно-краеведческого объединения « Былина», учитель русского языка и литературы.
- Вакуленко А.С.- директор школы, учитель экономики,
- Калачева Г.Ф. -учитель информатики.
- члены литературно-краеведческого объединения « Былина»,
- учащиеся 8, 11 классов.
2. Установление деловых контактов, ознакомление с опытом по данной проблеме:
- обсуждение проекта на заседании творческой группы;
- обсуждение некоторых материалов на заседании Школьного правительства;
- изучение архивных материалов, личной переписки жителей с. Богдановки с жителями Украины;
- изучение энциклопедических материалов;
- материалы социологического опроса и тестирования, материалы выступлений педагогов, детей.
3.Смета расходов на реализацию проекта (в рамках материальных возможностей школы).
Материально- технические ресурсы:
Наименование оборудования ( количество) | Имеется | Требуется | Всего |
1. Компьютерный кабинет
2. Сканер для считывания графической информации 3. Ксерокс 4. Лазерный принтер 5. Дискеты ( 10) 6. Фотоаппараты ( 2) |
1 ( 15 компьютеров)
1 1 2 10 5 |
1 ( 15 )компьютеров)
1 1 1 10 5 |
|
Офисные принадлежности Бумага ( 1 пачка) Ручки шариковые Ватман Фломастеры Карандаши Клей |
Имеется Имеются Имеется Имеются Имеются Имеется |
|
|
План работы по проекту « Россия. Богдановка…»
в Богдановской средней школе
Подготовительный этап | Кто отвечает | Сроки выполнения |
1. Изучение Положения о Всероссийском конкурсе «Лучший Урок письма».
| Руководитель МО учителей гуманитарного цикла | 9 сентября 2006 г.
|
2. Обсуждение Положения на заседании Школьного правительства.
| Президент ДОО « Алые паруса» | 15 сентября
|
3. Обучение учащихся правилам написания письма на уроках русского языка.
| Учителя русского языка
| октябрь
|
4. Показ открытого урока « Письма пишут разные…» в 10 классе | Тухфатуллина Г.Г. | 26 ноября
|
5. Повторение на уроках истории учебного материала, связанного с заселением Оренбургского края.
| Учителя истории | 1 четверть
|
6. Разучивание на уроках музыки песен, написанных местными авторами, связанных с тематикой родного края, « Гимна Богдановки» | Учитель музыки | Постоянно
|
7. Изучение на уроках граждановeдения и обществознания прав граждан на переписку. | Учитель граждановедения
| 1 четверть
|
8. Разъяснительная работа с родителями, односельчанами. Обсудить с учащимися, их родителями вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь. |
Руководитель проекта
|
Сентябрь- октябрь |
9. Составить список необходимого оборудования ( фотоаппараты, ПК, сканер). | Актив проекта | Октябрь
|
10. Составить план-график использования компьютерного класса (в том числе запланировать вечер для презентации работ учащихся), библиотеки- медиатеки. | Компьютерная группа.
| Ноябрь |
11.Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку по теме проекта. | Учитель информатики | Ноябрь |
12.При необходимости провести подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта. | Руководитель проекта | Октябрь
|
13. Анкетирование учащихся школы (анкеты прилагаются « Знаешь ли ты свои корни?», « Здесь родины моей начало…» | Классные руководители | Сентябрь -октябрь |
14.Пригласить на презентацию проекта представителей школьной редколлегии и районной прессы, поместить статью о проекте в школьной газете « Горизонт», районной газете « Авангард». | Руководитель проекта
| Май 2007 года |
15. Купить или получить необходимые принадлежности для практических занятий. | Руководитель проекта | Ноябрь |
16. Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним. | Учитель информатики | Октябрь |
17. Обсуждение результатов «Недели письма" и открытого урока « Письма пишут разные …» на совещании при директоре, на Совете школы. | Администрация школы | Ноябрь |
Процесс обучения | Кто отвечает | Сроки выполнения |
18. Подборка тематического материала для написания письма. | Участники проекта | Ноябрь-декабрь |
19. Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе. | Руководитель проекта | Декабрь |
20. Организовать выполнение учащимися самостоятельных заданий по теме проекта. | Руководитель проекта | Постоянно |
21.Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности - презентации | Актив проекта | Март |
22.Сфотографировать учащихся во время работы по проекту, пригласить школьную и районную прессу для освещения работы над проектом. | Фоторепортеры
| Постоянно |
23.Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей). | Команда проекта | Апрель –май |
24. Оформление стенда « Россия. Богдановка» | Оформители | Февраль |
Заключительный этап |
Кто отвечает | Сроки выполнения |
25. Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта. | Актив проекта | Апрель |
26. Организовать презентацию итогов проекта для родителей, руководства школы, спонсоров на традиционной школьной научно-практической конференции в День науки ( 17 мая) | Руководитель проекта
| Май |
27. Наградить отличившихся учеников школьными грамотами. | Администрация школы | Май |
28. Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт. | Команда проекта | Май |
Реализация проекта
а) по доминирующему виду деятельности: практико-ориентированный
б ) по характеру контактов: межрегиональный
в ) по количеству участников: групповой
г ) по продолжительности выполнения проекта: долгосрочный.
Проект межпредметный, основной предмет – русский язык, но в проект включено содержание других учебных предметов – литературы, истории, краеведения.
Количество школьников, участвующих в проекте – 15 человек.
Организационная форма работы учащихся над проектом: работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.
Описание проекта «Россия. Богдановка».
Основные этапы работы над проектом.
Первый этап работы над проектом (подготовительный или погружение в проект) состоял в определении главной цели и задачи ,оформлении проблемы, которую предстоит решить. После проведения открытого урока письма в 10 классе « Письма пишут разные …» ( с приглашением учащихся 8 класса) ребята получили домашнее задание - написать письмо по одной из предложенных «Положением о конкурсе писем» тем: « Письмо Президенту», « Письмо моей семье», « Я хочу рассказать о своем родном крае» и др. Написанные письма в основном были о своем родном крае, адресованы вымышленным лицам. Мы обсудили и решили их красочно оформить и сдать в школьный краеведческий музей. Но, работая в Интернете, старшеклассники нашли материал, статьи о селах Богдановка, находящихся на территории России, и предложили начать работу над проектом « Россия. Богдановка».
Было решено на заседании литературно-краеведческого объединения «Былина» продолжить эту работу над письмами: написать коллективное письмо и отправить во все эти села.
Большую помощь нам оказали работники Тоцкой районной почты. Они помогли нам определить точные адреса (с индексами) этих сел. По России оказалось 12 сел с таким же названием Богдановка. Это достаточно серьезный этап работы над проектом, так как уровень вопроса - проблемы достаточно высокий по степени сложности и он заинтересовал каждого ребенка. Опыт работы над проектами у ребят есть.
В данном случае я ,как учитель, из носителя готовых знаний превращаюсь в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как приходится переориентировать свою учебно- воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности творческого, поискового, исследовательского характера.
Занятие 1:
- Ребята, перед нами очень сложная и интересная работа. На сегодняшнем занятии ваша задача – обсудить в своей группе методом « мозговой атаки» возможные способы решения поставленной задачи, в результате обсуждения выдвинуть пути ее решения и формы работы. Вам необходимо распределить роли в группах – кто и за что будет отвечать.. Все ученики в классе ( они сидят в классе за «круглыми» столами) включились в обсуждение, предлагая свои дополнения, коррективы. К концу урока они договорились, что необходимы такие группы: юнкоры, компьютерная группа , социологическая группа, группа историков-архивистов, фоторепортеры. Исходя из желаний и способностей учащиеся распределились по этим группам. Было решено, что каждый ученик к следующему занятию кружка должен принести нужные , на его взгляд, материалы для коллективного письма: сочинения « Село мое родное», эссе « Здесь родины моей начало…», фотографии, рисунки, карту России.
Обсуждение информации на заседании творческой группы проекта «Россия. Богдановка», определение групп-разработчиков проекта
а) группа юнкоров
б) социологическая группа,
в) компьютерная группа.
г) группа историков-архивистов,
д) фоторепортеры.
Состав групп учащихся, работающих над проектом:
Состав группы |
Роли в группе | Материалы, подготов-ленные группами для проекта |
1 | 2 | 3 |
Группа 1 1. Ананьева Ирина | группа историков- архивистов | Материал для писем , архивные данные , фотографии, стихи собственного сочинения. Результаты анкетирования « Знаешь ли ты свои корни?» |
2. Богатырев Андрей | социологическая группа | |
3. Колесников Антон | фоторепортеры,
| |
4. Образцов Сергей | компьютерная группа.
| |
5. Образцова Валентина | юнкоры | |
2 группа 1. Шаталова Юлия | группа историков- архивистов | Воспоминания старожилов; рисунки по теме « Моя тихая родина»; письма, сочинения по теме « Здесь родины моей начало…»; старинные фотографии села Богдановки |
2. Ахмерова Регина | социологическая группа | |
3. Бородкина Анжела | фоторепортеры,
| |
4. Волохина Ольга | компьютерная группа.
| |
5. Туркина Наталья | юнкоры | |
3 группа 1. Нихаева Саша | группа историков- архивистов | Проведение конкурса на герб родного села; творческие работы « Любимый уголок природы», фотографии, стихи местных поэтов о родном селе. |
2. Биктагирова Илина | социологическая группа | |
3. Тухфатуллина Алина | фоторепортеры,
| |
4. Мунасыпов Радик | компьютерная группа.
| |
5. Ковлешенко Михаил | юнкоры |
|
Занятие 2.
Ребята по карте Российской Федерации определили, где находятся эти 12 сел Богдановка. Участники компьютерной группы распечатали название « Богдановка» на отдельных листочках и , приложив их к карте , мы удивились, как красиво они расположились по карте: начиная с Ставропольского края и до Читинской области. Начали оформлять стенд « Проект « Россия. Богдановка».
На этом занятии ребята обсудили в своих группах собранный каждым материал, заготовки для коллективного письма. . Все ребята принесли свои письма , написанные после урока письма « Письма пишут разные…»,фотографии, которые хотелось бы поместить в первом письме к богдановцам. Текст письма писали увлеченно, заинтересованно, с огромным желанием. Хотелось так много спросить, все рассказать о своем селе. Ребята с большой любовью относятся к своей малой родине, поэтому хотелось найти где-то далеко от нас родственные души. Написали черновик письма, разработали общий план дальнейшей работы и работы по группам.
Занятие 3.
Был отредактирован вариант письма для отправления в одноименные села, набрали на компьютере и , подписав конверты, отправили по адресам в школы.
Россия. Богдановка
( информация из справочника « Почта России» -2006)
1. Богдановка - Оренбургская область, Тоцкий район 461113
2. Богдановка - Оренбургская область, Северный район 461650
3. Богдановка – Самарская область, Кинельский район 446415
4. Богдановка - Самарская область, Нефтегорский район 446613
5. Богдановка - Белгородская область, Новооскольский район 309628
6. Богдановка - Калужская область, Козельский район 249702
7. Богдановка – Омская область, Кормиловский район 646986
8. Богдановка – Орловская область, Урицкий район 303911
9. Богдановка – Республика Мордовия, Старошайговский район 431555
10. Богдановка – Ставропольский край, Степновский район 357947
11. Богдановка – Тульская область, Новомосковский район 301694
12. Богдановка – Читинская область, Краснокаменский район 674687
Текст письма всем богдановцам России.
Здравствуйте, уважаемые ученики и учителя Богдановской средней школы!
Пишут вам члены литературно- краеведческого кружка « Былина» Богдановской средней школы Тоцкого района Оренбургской области. Совсем недавно мы узнали, что в России существует 12 сел с таким же названием, как у нас - Богдановка. И решили написать всем богдановцам, чтоб познакомиться поближе.
Мы очень любим свою малую родину. Посещая школьный краеведческий музей, который является гордостью школы и села, мы узнаем, что село основано в 1830 году переселенцами из Курской, Воронежской и Харьковской, Полтавской губерний. Поэтому жители села имеют и украинские, и русские корни. Первым переселенцам казалось, что это идеальное место указал им сам Бог, отсюда и название села - Богдановка.
Богом данная земля привлекала многих, поэтому рядом с селом чуть позже обосновались представители других наций: Амерханово, Сайфутдиново.
Перемещалось население сел, стали они многонациональными. Однако каждая нация пытается, пусть даже по крупинке, возродить свой язык, культуру, сохранить и вспомнить обычаи, традиции, обряды. Село Богдановка является малой Родиной для представителей 6 национальностей.
Учащиеся нашей школы чувствуют гордость за свое село, за свою малую родину, ведь именно на Богдановской земле проводятся с 1994 г. районные праздники славянской и татарской культуры. В начале июня наш Красный лес привлекает к себе жителей всего района на праздник дружбы народов русский праздник Березки и татарский Сабантуй.
Несколько лет назад в нашем районе проводился областной праздник украинской культуры (приезжал и губернатор нашей области А.А. Чернышев) и глава администрации Тоцкого района А.П. Богатов назвал Богдановку столицей украинцев Оренбуржья.
Ребята нашей школы принимают активное участие в проведении народных праздников - Масленицы, Рождества, т. к. мы живем в селе, жители которого делают это из поколения в поколение.
Традиционными стали в школе «Праздники русской матрешки», познавательной игры «Короб чудес» ( о народных промыслах - Хохломе, Жостове) и о местных умельцах -гончарах Чернобаевых и о мастерах плетения корзин - Волохине И.А., Коротыч Е.И.
Нам бы очень хотелось узнать о происхождении вашего села - может быть, есть родственные связи между всеми богдановцами России. Кто были ваши предки? Чем они занимались ? Большое ли у вас село?
Наша средняя школа основана в 1937 году, но в современном здании богдановские ребята занимаются с 1978 года. Наша школа очень большая, красивая, двухэтажная, но очень уютная, много цветов, улыбающихся лиц. В этом году у нас юбилей школы - 70 лет, мы ждем всех выпускников в гости в родную школу, ведь за эти годы школу закончили более 2 тысяч человек.
В компьютерном классе есть 18 компьютеров, музыкальный центр, принтер, сканер, в декабре мы вышли в Интернет. Но очень жаль, что учеников с каждым годом становится все меньше - в настоящее время в нашем школьном государстве « Алые паруса» 86 маленьких граждан, хотя школа рассчитана на 450 учеников. Но мы гордимся своей школой, своим селом и поэтому стараемся принимать участие в районных и областных конкурсах, пишем исследовательские работы о своем родном крае, об истории села, о наших односельчанах- участниках Великой Отечественной войны, и просто о наших бабушках и дедушках - ведь все мы являемся частью истории нашего села.
А какая у вас школа? Сколько детей учится в ней? Какие интересные праздники проводятся в школе? Есть ли у вас детская организация?
Нам очень нравится мудрая мысль о том, что нельзя на нашей Земле определить периферию - каждая точка на земном шаре одинаково удалена от центра, т.е. центральная. Все зависит от того, как относится человек к этой точке отсчета - к своей малой родине.
Мы очень надеемся, что вы откликнетесь на наше письмо и мы будем с вами переписываться. Ведь всегда интересно узнать что-то новое об окружающем нас мире, о людях, которые далеко, но нас объединяет уже то, что мы все носим гордое звание богдановцев - жителей богом данной земли.
До свидания. Мы очень надеемся получить от вас ответное письмо.
С уважением члены литературно- краеведческого кружка« Былина» и руководитель кружка Тухфатуллина Г.Ш.
21 декабря 2006 года.
Рефлексия
Работа над проектом продолжается . В данный момент мы получаем письма от богдановцев по всей стране, с большим интересом читаем их на заседании литературно- краеведческого кружка « Былина», возле стенда « Проект « Россия. Богдановка», где вывешиваются полученные письма, всегда многолюдно, тем более, что во всех письмах есть фотографии – школы, памятников, детей. Заинтересовались этим проектом родители, все жители села . Они приходят, берут и читают эти письма, надеясь что-то выяснить об историческом происхождении нашего села, узнать что-то новое о жизни в других Богдановках. Мы сравниваем годы образования этих сел ( наше село было образовано в 1830 гг.). Узнаем о достопримечательностях этих сел, надеясь найти что-то общее с нами.
В этом году мы отмечаем 70- летний юбилей нашей школы ( по традиции, в день Последнего Звонка ), а ко дню родной школы члены литературно- краеведческого кружка « Былина» выпустили рукописную книгу « По ступенькам мудрости» и провели торжественную презентацию . По материалам проекта « Россия. Богдановка» мы тоже планируем выпустить рукописную книгу « Здесь родины моей начало…»( к сентябрю 2009 года)