Яндекс.Погода

Проект "Школьный музей"

       Мы живем на земле, которая богата не только недрами и природными ресурсами, но и с богатой историей. Каждый из нас может стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях и связях народов, населяющих территорию Оренбуржья, каждый может стать хранителем культурного наследия.

       Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры, гордость за деяния славных земляков – одна из главных задач музея.

       Для реализации проекта была проведена большая подготовительная работа. В школе создан краеведческий актив. В каждом классе имеется ответственный за краеведческую работу и член школьного Совета музея, которые организуют поисковую работу в классе по заданию школьного Совета музея. Сам же Совет музея разрабатывает задания по классам, ведет работу по сбору экспонатов и продолжает оформление экспозиций музея и организации его работы. Создана лекторская группа, которая в течение нескольких лет ведет ознакомление с экспозициями музея всех обучающихся и гостей школы.

Название проекта:  «Время, память, школа»

Руководитель проекта:  Хасанов И.Р.

Участники проекта: члены литературно-краеведческого кружка «Былина» (учащиеся 7-11 классов)

Цель проекта:   активизировать целенаправленный процесс развития у детей и подростков заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

Задачи проекта:

- Разработка проекта музея.

- Сбор материалов для оформления экспозиции.

- Решение образовательных и воспитательных задач в ходе разработки    проекта и работы школьного музея.

I. Содержание проекта:

       Проект ориентирован на создание условий для успешной социализации личности подростков, склонных к исследовательской деятельности, плавного привлечения их к решению общественно значимых проблем, вовлечения  в процессы самоорганизации и самоуправления.

       К сбору экспонатов, оформлению выставок в музее привлечены все классы школы. Создан актив музея на уровне школы и отдельных классов, создана лекторская  группа.

II. Обоснование значимости проекта:

       Интерес к историческим и художественным ценностям растёт ото дня ко дню, потому что они обладают свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, участвуют в воспитании человека. Особое место здесь занимает интерес к своей малой родине, к повседневному окружению, к истории того места, где ты живешь. Это всё проявляется в работе школьного музея.

III. Ожидаемые результаты:

       Активизирование целенаправленного процесса развития у детей и подростков заинтересованного отношения к отечественной истории и культуре, формирование у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

IV. Реализация проекта:

       Для реализации проекта планируется обогащение  фонда, архива школьного музея, поиск и сбор новых материалов, деятельность актива  школьного музея, развёртывание планомерной работы по обучению и воспитанию обучающихся на основе работы по формированию экспозиций и сбору материалов основного фонда.

       В настоящее время данный проект успешно реализован. В школе начата работа по вовлечёнию возможностей школьного музея в учебно-воспитательную работу.

       В создании музея принимали участие Волохин Иван Андреевич, Поликарпова Галина Ивановна, Колоколова Анна Прокофьевна, Миляев Сергей Александрович, Хасанов Рашит Шарипович, Нихаёв Алексей Васильевич, Тухфатуллина Гульшат Шарифовна, Хасанов Ильдар Рашидович и другие педагоги Богдановской средней школы.

       Годом основания следует считать 1985 год, когда в школе был оборудован и оформлен зал боевой славы. Звание «Школьный музей» присвоено 17 декабря 2003 года.

       Профиль музея – комплексное краеведение. Экспозиции, оформленные с учетом рекомендации ОЦДЮТурК, отражают прошлое и настоящее села Богдановки и школы.

       Большая поисковая работа учащихся и учителей школы на протяжении всей ее деятельности способствовали накоплению  большого материала по истории малой родины –  села Богдановки и истории школы. Собранные документы и вещественные источники представляют историческую ценность, которую необходимо изучить и сохранить. Именно эта задача и возлагается на музей, который является центром, определяющим и координирующим направления в воспитании гражданственности у учащихся через организацию поисковой и исследовательской деятельности.

       В результате работы было создано несколько экспозиций:

- «Русская изба» (атрибуты деревенского быта в прошлом; орудия труда, домашняя утварь, элементы одежды и прочее);

- «Летопись школы» (сведения из школьного архива и подлинные музейные экспонаты), «Выпускниками славится школа»;

- «Никто не забыт – ничто не забыто» (сведения о солдатах-фронтовиках воевавших на различных фронтах Великой Отечественной войны, их боевой путь, награды);

 - « Символы Советской эпохи» (флаги, вымпелы, значки, открытки и т.п.);

- «Подвиг тыла» (Собран материал о тружениках тыла, ветеранах труда, которые в годы Великой Отечественной войны ковали победу в тылу)

- «Подвиг ваш бессмертен» (Фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, вернувшихся с полей сражений)

- «Дни воинской славы России»

- Композиция «Воин освободитель»

- «История в камне» (коллекция древних минералов);

- « История в деньгах» (коллекция банкнот XIX – XX в.в., монеты);

- «Богдановка театральная»;

- « Богдановский Василий Теркин»;

- « Поэты села Богдановка». 

       В музее хранится подшивка газет 1937 года «По сталинскому пути», издававшаяся в Богдановке, бывшей тогда центром Свердловского района.

       Площадь помещения музея- 64 кв.м (отдельный школьный кабинет);

       Количество экспонатов 2050, из них подлинников 115.

       Музей имеет свой архив, материалы которого используются при проведении обзорных и тематических лекций, имеются удовлетворительные условия хранения активно не используемых материалов, архив пополняется творческими работами учащихся, почетными грамотами и другим, необходимым для организации передвижных выставок

       Музей имеет собственную программу деятельности.

       Музей поддерживает связи с ассоциацией выпускников школы, Советом содействия музею, редакционной  районной газеты «Авангард», организациями и предприятиями, действующими на территории Богдановского сельского совета.

       В ходе осуществления программы деятельности, актив музея дает задания учащимся 5-7 класса для поиска необходимых предметов, сведений, выполняет поисковые задания вышестоящих организаций. Так, например, собраны и скорректированы, с учетом информации, полученной у членов семей погибших, сведения о воинах, не вернувшихся с фронта в 1940-45 г.г.(погибли или пропали без вести на финской войне и в период Великой Отечественной). Создана  фонотека «Героическая проверка», используемая ежегодно в День Победы.

       Лекторская группа музея имеет набор разнотематических лекций, среди которых одна обзорная, другие посвящены конкретной тематике, как: топонимика, экология, история села, история школы, учителя. С учетом небольшой накопляемости классов школы (7-12 человек) отдельные уроки, при необходимости, проводятся непосредственно в музее, для чего имеются необходимые условия. Отдельные экспонаты и материалы используются на уроках учителями, старшеклассниками для проведения уроков знаний, различных мероприятий, а затем возвращаются в музей. Подлинные музейные экспонаты, являющиеся предметами особой гордости музея и школы (личные вещи фронтовиков, документы и др.) выдаются для использования вне музея в исключительных случаях.

       Активисты музея неоднократно выступали на страницах районной газеты «Авангард» с информацией о работе музея. Есть публикация с рассказом о поисковой работе («Чтобы помнили»), где, в том числе, содержится просьба помочь музею с информацией о Герое Советского Союза Арендаренко И.И., по отдельным сведениям, являющихся выпускником БСШ. Самые большие публикации о работе, связанной с изучением биографии Р. Шершневой (Игнатьева Александра) и «Наш Василий Теркин» (Нихаева Александра), «Дедуля, ты наша книга!» (Шаталова Юлия.)

       По мнению активистов музея и посетителей, среди которых  числятся и представители вышестоящих организации, уровень экспозиционной работы и эстетическое оформление музея выдержаны в рамках требований соответствующих нормативных документов Министерства образования РФ.

       В музее налажены учет и хранение материалов. Предметы  и экспонаты имеют соответствующий номер, который (вместе с описанием предмета и историей его поступления в музей) зафиксированы в инвентарной книге.

     За активное участие в районных мероприятиях музей отмечен Почетной грамотой Тоцкого РОО, исследовательские работы Нихаевой А., Игнатьевой А., Волохиной Е., Образцовой В.  стали призерами районных, областных и федеральных конкурсов.

       На начало 2010 года в Богдановке лишь 3 живых свидетеля фронтовых событий 1941-45 г.г. Все реже проводятся встречи с ними, поскольку все они люди преклонного возраста, с плохим здоровьем. Но они могут еще рассказать о событиях военной поры, для чего в фонотеке музея – интервью с ветеранами. Запланировано продолжение встреч с тружениками тыла, участниками Тоцких событий сентября 1954 года.

      Музей открыт для сотрудничества с краеведами и музеями других школ, стал инициатором создания на страницах газеты «Авангард» рубрики «Малая родина», положив ее начало  публикацией «Богом данная».

       Музей имеет собственную программу, расписанную на 5 лет, которая отражает следующие направления:

Воспитательные задачи

 

Основное содержание

Основные формы

Превращение школьного музея в центр патриотического воспитания учащихся.

Совершенствование формы работы музея, углубление и расширение его деятельности.

Организация экскурсий, сменных экспозиций.

Формирование на базе музея различных объединений, клубов патриотической направленности

Привлечение учащихся к поисковой, исследовательской деятельности.

Туристко – экспедиционная и поисковая работа.

Развитие форм музейной педагогики.

Участие в районных и областных акциях.

Организация смотров, конкурсов, викторин, тематических лекций и праздников.

 

Циклограмма основных мероприятий

 

МЕСЯЦ

 

 

МЕРОПРИЯТИЕ

Сентябрь

День знаний: «Мой край в истории нашей Родины.

 

Октябрь

Разработка опросного листа для встреч со старожилами села по теме: «Моя Богдановка»

Ноябрь

Обзорная лекция «Истоки». Встреча с тружениками тыла – детьми военных лет.

Декабрь

Систематизация материала по истории села.

Лекция: «Моя родословная»

Январь

Зональный семинар на базе школьного музея.

Лекция: «Летопись нашей школы»

Февраль

Организация встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Март

Лекции: «Богдановка театральная», «Моё село в годы войны».

 

Апрель

Общешкольная конференция по подведению итогов работы  школьного музея.

Май

Вахта Памяти. Лекция: «Они сражались за Родину».

 

 

Контакты

МОУ Богдановская СОШ

Адрес: Россия, Оренбургская область, Тоцкий район, село Богдановка, ул.Школьная, 14. 461113


Телефон: 8(3534)996154

E-mail: ouo430004@totsk-roo.esoo.ru

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz