|
Всероссийский творческий конкурс, посвящённый истории государственной символики Российской Федерации «Овеянныеславою флаг наш и герб»
Творческая работа
Тема:«ГЕРБ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»
(эссе)
Работувыполнил: ЕвсеевСергей БогдановскаяСОШ, 9 класс
План:
1.Значениеслова «герб» в русском языке.
II.Основная часть. 1.Важнейшиеэлементы государственного герба Россиив 18 веке 2.Изменениегосударственного герба России. 3.РешениеВременного правительства по вопросугосударственного герба. 4.Современноетолкование государственного гербаРоссийской Федерации.
III.Заключение.
Герб— слово польского (Hегb)и немецкого (егЬе) происхождения. Дословнопереводится как «наследство». В«Толковом словаре русского языка»С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово «герб»определяется как «эмблемагосударства, города, сословия, рода,изображаемая на флагах, монетах,печатях, государственных и другихдокументах». В начале 1990-х гг. сутратой прежних государственныхсимволов в Российской Федерациивосстанавливается российская историческаясимволика. Новый государственный гербРФ был официально принят президентскимУказом 30 ноября 1993 г. Легитимность егонередко ставилась под сомнение, так какв течение 1990-х гг. Государственная дума,в которой преобладало коммунистическоебольшинство, отказывалась утвердитьэто решение. Наконец, 8 декабря 2000 г.Закон «О Государственном гербеРоссийской Федерации» был принят,20 декабря одобрен Советом Федерации, а25 декабря подписан Президентом В.В.Путиным. В статье 1 Закона содержитсяописание герба: «Государственныйгерб Российской Федерации представляетсобой четырехугольный, с закругленныминижними углами, заостренный в оконечностикрасный геральдический щит с золотымдвуглавым орлом, поднявшим вверхраспущенные крылья. Орел увенчандвумя малыми коронами и — над ними —одной большой короной, соединеннымилентой. В правой лапе орла — скипетр, влевой — держава. На груди орла, в красномщите, — серебряный всадник в синем плащена серебряном коне, поражающий серебрянымкопьем черного опрокинутого навзничьи попранного конем дракона». Всовременном российском гербе воспроизведеныосновные элементы государственногогерба дореволюционной России: двуглавыйорел, короны, скипетр, держава, всадник.Вместе с тем он неявляется копией герба Российскойимперии. Каковаже история происхождения гербов,возникновение и эволюция российскогогерба? Когда и почему двуглавый орелстал главной эмблемой нашегогосударства? Что означают другие элементыгерба? В чем отличие современногороссийского герба от императорского?Постараемся ответить на эти вопросы.
Древнейшимпрообразомгерба были тотемические изображенияживотных, покровителей племени или родав первобытном обществе. Зачаткигербов некоторые исследователи видятв многочисленных символическихизображениях, существовавших у народовдревнего мира. Непосредственными жепредшественниками гербов были родовыеи семейные знаки собственности («знамена»,«рубежи», «метки» у славян,«тамги» у монголов и т.п.), а такжеэмблемы, постоянно повторявшиеся намонетах, медалях и печатях в государствахдревнего мира (в Египте — змея, в Армении— лев и т.д.). Специалисты по геральдикесчитают, что первые гербы возникли вXI—XII вв. в среде западноевропейскогорыцарства. Одной из причин, вызвавшихпоявление гербов, были особенностирыцарского вооружения той эпохи. Рыцари,как известно, с головы до ног былизакованы в металл: шлемы, кольчуга, латы,наколенники, сапоги, щит. Узнать, ктоименно скрывается под вооружением, былоневозможно. Поэтому для того, чтобыразличать друг друга, рыцари сталиустанавливать на своих рыцарских щитахизображения, знаки. Впоследствии онистали родовыми, приобрели наследственныйхарактер (передавались от отца к сыну)и получили название гербов. Историяроссийского герба начинается с утверждениядвуглавого орла в качестве государственнойэмблемы Руси. Двуглавыйорел — один из древнейших в историичеловечества символов власти, верховенства,силы, мудрости. Он был известен уже встранах Древнего Востока в VII—VI вв. дон. э. Оттуда он благодаря крестоносцампопал в Европу, в Священную Римскуюимперию, состоявшую из небольшихгосударств, правители которых помещалидвуглавого орла на своих печатях (XII—XIVвв.), чтобы поднять свой престиж. Сделатьэто было тем более легко, что европейцыв эпоху средневековья часто уподоблялимир людей миру животных и птиц: средизверей царствовал лев, среди птиц —орел, а на вершине мира людей стоялкороль, император или князь. И еслиформы символов и эмблем императоров икоролей уже давно были найдены (поантичному образцу они помещали на своихпечатях либо тронное изображение,либо свой профиль), то правителям болеенизкого ранга ещё предстояло отыскатьадекватные формы для выражения идеисвоей независимости, могущества ипричастности к миру избранных (царственныхособ). Одной из таких форм и стал двуглавыйорел. Среди историков господствуетмнение, что двуглавый орел с XIV в.утвердился как государственный символВизантийской империи, располагавшейсяна территории современных Турции иГреции. Однако ряд исследователей (В.Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич)считают, что в пределах Византиидвуглавый орел не получил геральдическогозначения. Его изображение не помещалосьни на монетах, ни на печатях. В качествеже герба в Византии с 1327 г. утвердилоськрестообразное изображение четырехбукв В (от слова «Вазилевс», т.е.император). Правда, двуглавый орел вВизантии выступал символом религиознойвласти (его изображение присутствовалона знамени вселенского патриарха, атакже на знаменах отдельных церковныхорганизаций). Кроме того, орнаментальноеизображение двуглавого орла на одеждечленов императорского двора служилопризнаком их принадлежности кокружению императора. Встречаются этицарственные птицы, увенчанные тоодной, то двумя коронами, и в миниатюрах(в небольших живописных произведениях). Символомгосударственности и независимостидвуглавый орел стал в православныхстранах византийского мира, в церковномотношении подчинявшихсяконстантинопольскому (вселенскому)патриарху. В некоторых балканскихстранах (Сербии, Болгарии, Черногории,Албании, Румынии) он утвердился именнов качестве герба. ЗнакомствоРуси с двуглавым орлом восходит кXII—XIII вв. (он встречается на декоративнойплитке этого времени). Затем егоизображение исчезает почти на тристолетия и вновь возникает уже нагосударственной печати Ивана III, великогокнязя владимирского и московского,государя всея Руси. Печать эта двусторонняя,датируется 1497 г. На одной ее сторонеизображен всадник, поражающий копьемдракона, на другой — двуглавый орел. Какоказались эти эмблемы на великокняжескойпечати Ивана III? «Конные печати»(печати с изображением всадника) получилибольшое распространение на Руси ещев домонгольский период в удельныхкняжествах (начало XIII в.). Удельные князьясчитали необходимым иметь на своихпечатях небесного хранителя, святогопатрона. Попытки специалистов найтиконкретный прообраз русских конныхкняжеских печатей пока оказываютсябезрезультатными. Ряд исследователейсклонен считать, что он заимствован изЕвропы. Там конные печати широкораспространились с середины XI в. Ноевропейский всадник олицетворял напечати главу государства, русскийже,как уже отмечалось, — святого воина,патронакнязя. Влитературе и искусстве средневековойэпохи всадник, поражающий копьемдракона, предстает в образе Георгия-змееборца.В народном творчестве — это храбрыйЕгорий-воин, защитник от сил зла.Московские князья присваивали собственнымперсонам не только деяния святого воина,но и его внешний вид: на монетах удельногопериода рядом с всадником, поражающимдракона, стоят буквы «К», «К-Н»,т. е. «князь». Такимобразом, известные нам факты позволяютутверждать,что выборИваном III эмблемы всадника для своейпечати не был случайным, а напротив,вполне естественным и логичным. Онсимволизировал рыцаря, который всегдадолжен сражаться на коне (как идревнеримский патриций), в противовеспростолюдину, воевавшему в пешем строю.Другими словами, всадник означал напечати древнее происхождение еевладельца и являлся «модным»символом в западноевропейской геральдике.В сознании русских людей того временивсадник (изображавшийся ранее на монетах,печатях) ассоциировался с правителемРуси — князем, царем, великим государем. Ещеболее спорным является вопрос, откудавзялся на Руси образ двуглавого орла?В течение очень долгого времени считалосьнепреложным мнение известногорусского историка, автора «Историигосударства Российского» Н.М. Карамзинао заимствовании двуглавого орла изВизантии. Произошло это якобы в результатеженитьбы в 1472 г. Ивана III на племянницепоследнего византийского императораСофье (Зое) Палеолог. Эта традиционнаяверсия господствует в научных кругах,ее разделяют представители российскихгосударственных структур, а такжелюбители-краеведы, занимающиеся историейгеральдики России. Однако многиесовременные историки (В. Артамонов, Н.Соболева, А. Хорошкевич) подвергаютаргументированной критике эту популярнуюточку зрения. Они считают, что наш,«русский» двуглавый орел былпринят в качестве герба по образцу неВизантийской, а Священной Римскойимперии. Тем самым Иван III хотел уподобитьсвое могущество величию императораэтой державы. Кстати, тогда же Русьпозаимствовала имперский дипломатическийпротокол. Сам «государь всея Руси»имел контакты с императорским двором.Примечательно и то, что изображениеорла на печати Ивана III обнаруживаетнаибольшее стилистическое сходство сгабсбургским орлом, ставшим имперскимгосударственным гербом в 1440-е гг. Однакои у этой теории есть уязвимые места. Существуетпо этому вопросу и еще одна, так называемая«южнославянская теория»,согласно которой знакомство с двуглавыморлом на Руси могло происходить и припосредничестве южнославянских государств(как уже говорилось, облик орла былположен в основу их национальных гербов).Однако реальных следов подобноговоздействия пока не обнаружено. Говоряо происхождении изображения двуглавогоорла на государственной печати Русив конце XV в., нельзя забывать и о болееранней русской традиции — одноглавоморле владимиро-суздальских соборов иэмблеме московской власти на печатяхВеликого Новгорода XV в. Но и эта традиция,названная в литературе «русской»,возможно, тоже является общеевропейской,так как указанные орлы имели многосходства с современными им европейскими. ^ Такили иначе, но общегосударственная печать1497 г. свидетельствует о том, что ктому времени уже сформировалась восновных чертах концепция властимосковского великого князя. Изображенныена ней эмблемы (всадник и двуглавыйорел) подчеркивали, с одной стороны,древность происхождения власти ИванаIII, а с другой — знатность русскогогосударя. Они отвечали политическимустремлениям великого князя(внутригосударственным, т. е. объединениюрусских земель вокруг Москвы, упрочениюгосударственного единства, и внешним— выдвижению Московского государствана международную политическую арену).Две эти эмблемы использовали всепоследующие государи для своих печатей,они же вошли и в российский государственныйгерб. Втечение XVI — ХУ11вв. происходил динамичныйпроцесс формирования государственногогерба, утверждения важнейших егоэлементов. С 1583 г. на большой государственнойпечати изображается двуглавый орел,на груди которого — всадник, поражающийкопьем дракона. В 1625 г. на печати впервыепоявился двуглавый орел, коронованныйне двумя, а тремя коронами. Именно этоизображение с 1645 г. переходит набольшую государственную печать.Толкование смысла орла под тремя коронамисодержится в тексте «Славянскойбиблии», изданной в 1663 г.: «...Тремявенцами орел восточный сияет. Веру,Надежду, Любовь к Богу являет, крылапростер, объемлет все мира конца,север, юг, аж до запада солнца, простертымикрылами добре покрывает...» Другойвариант толкования — три коронысимволизируют три покоренные царства— Казанское, Астраханское и Сибирское.В 1654 г. двуглавый орел под тремя коронамивпервые изображен с символами власти— скипетром и державой в лапах. В1667 г. для скрепления Андрусовскогомирного договора с Польшей была сделанапечать с изображением на ней государственногогерба. Первое официальное описание егопомещено в указе 1667 г «О титуле царскоми о государственной печати», которыйгласил: «Орел двоеглавный есть гербдержавный великого государя, царя ивеликого князя Алексея Михайловича,всея Великие и Малые и Белые Россиисамодержца, его царского величестваРоссийского царствия, на котором трикороны изображены, знаменующие тривеликие: Казанское, Астраханское,Сибирское - славные царства, покоряющиесяБогом хранимому и высочайшей егоцарского величества милостивейшегогосударя державе и повелению; на правойстороне орла три грады суть, а по описаниюв титле — Великие Малые и Белые России,на левой стороне орла три грады своимиписаньми образуют Восточных и Западныхи Северных; под орлом знак отчича идедича, на персех изображение наследника,в пазноктех скипетр и яблоко изъявляютмилостивейшего государя, его царскоговеличества самодержца и обладателя». Такимобразом, в XVII в. после эпохи смутноговремени окончательно утверждаетсятип российского герба — двуглавый орелс тремя коронами, скипетром и державойв лапах, на груди которого расположенафигура всадника, поражающего копьемдракона. Как свидетельствуют многочисленныепамятники культуры XVIIв., двуглавогоорла того времени изображали, какправило, золотым на красном или беломполе. Это цветовое сочетание приобретаетгосударственный характер: красный(пурпурный) цвет считался царским, и егоиспользование строго регламентировалось;золотой цвет— неизменный символвечности, постоянства. Вэпоху Петра 1 (первая четверть XVIII в.)государственный герб страны дополняетсяновыми символами. Меняется и раскраскагерба: орел официально становитсячерным, а фон — желтым. Это былихарактерные имперские цвета. Такое ихсочетание существовало на гербах бывшейРимской империи и присутствовало нагербе Австрийской империи. Появлениеже их на российском гербе было связанос провозглашением Петром 1 Россииимперией и принятием им титула императора.Изменяется в это время и трактовкавсадника, поражающего змея. Онперевоплощается в образ святого ГеоргияПобедоносца — один из древнейшихсимволов борьбы добра со злом, света стьмой, защиты Отечества. Вокруг щита сэтим символом устанавливается цепьсо знаком ордена св. Андрея Первозванного(первый военный орден, учрежденныйПетром 1 в 1699 г.). В довершение к этомудвуглавый орел увенчивается императорскимикоронами. Геральдмейстерскаяконтора, учрежденная в петровскую эпоху,подготовила одно из первых «цветовых»описаний российского герба: «Полезолотое, или желтое, на котором изображенимператорский орел песочный, т.е.черный, двоеглавный... На Орловых грудяхизображен герб великого княжестваМосковского, который окружен гривноюили цепью Ордена святого Андрея. И естьсей герб таков, как следует. Поле красное,на котором изображен Святой Георгий сзолотою короною, обращен он налево, онже одет, вооружен и сидит на коне, которыйубран своею сбруею с седловою приправоюс покрышкою и подтянут подпругами, авсе то колера серебряного, или белого;оной Святой Георгий держит копье впасти, или во рту, змия черного». Всамом начале XIX в. государственный гербРоссийской империи чуть было не подвергсяочень существенным изменениям. В 1800 г.Павел 1 повелевает изготовить манифесто «Полном государственном гербеВсероссийской империи». Манифест всвязи со смертью Павла 1 опубликован небыл, но оригинал его хранится вДепартаменте геральдии. Основноеотличие нового герба — размещениетитульных гербов не на крыльях орла, ав большом щитке, расположенном нагруди орла. В государственном гербепоявляется «сень» (мантия),щитодержатели в виде ангелов и прочиеатрибуты, заимствованные иззападноевропейской геральдики. ПриПавле 1 появляется на груди орлавосьмиконечный белый мальтийский крестпод короной со звездой, что было связанос принятием им титула Великогомагистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского. Александр1 восстановил прежний российский герби до середины XIX в. он не подвергалсясущественным изменениям. Но при АлександреII была проведена своеобразнаягеральдическая реформа. Ее необходимостьобосновывалась тем, что «...государственный...герб, хотя в главных частях своих всегдаодинаковый, должен в некоторых особыхк нему принадлежностях соответствоватьупотребляемому в разных... актахтитулу более или менее полному»и что современи первого описания государственногогерба «в титуле сделаны многиедополнения и изменения, но сии переменыне были в новейших о том постановленияхуказаны с надлежащею подробностьюи равномерно не постановлено доселетвердых положительных правил оупотреблении государственной печатив разных оной видах». Специально дляработы над гербами в Департаментегеральдии Сената создается Гербовоеотделение, которое возглавил удачливыйпредприниматель в области геральдикии нумизматики, любимец высшего обществаи императора Николая 1 барон БенгардКене. Выходец из Германии, выпускникБерлинского и Лейпцигского университетов,Кене сделал удачную карьеру в России.Он предложил три варианта российскогогерба: Большой, Средний и Малый (каждыйвид должен был применяться в определеннойситуации), ориентируясь в их художественномвоплощении на предшествующие проекты(в частности, Павла I) и общепринятые вевропейской монархической геральдикенормы и правила. Весной 1857 г. вариантыбыли представлены Александру II и получилиего одобрение. Однако работа над ихсовершенствованием продолжалась доначала 1880-х гг. Окончательно же проектыгербов были утверждены АлександромIII, Большой государственный герб — 24июля 1882 г., Средний и Малый — 23 февраля1883 г. Самым сложным по композиции ирисунку был Большой государственныйгерб, отражавший средствами геральдическойсимволики триединую сущность русскойидеи — лозунга «за Веру, Царя иОтечество». Его новизна заключаласьв композиционном соединении гербовроссийских территорий и использованииранее не применявшихся в Россиигеральдических средств. При этомоставался неизменным главный символрусского государства — двуглавый орел. Пооценке современных специалистов, Большойгосударственный герб был огромным,весьма громоздким и сложным. В центрерасполагался двуглавый орел, каждаяголова его несла по короне, а третьябольшая корона возвышалась над первымидвумя. На груди орла находилось изображениесв. Георгия Победоносца (в рыцарскомшлеме, нисколько не похожего на русскоговоина), поражающего копьем дракона.Орел помещался на фоне геральдическогощита, который держали главы небесноговоинства, покровители и заступникиРоссии — архангелы Михаил и Гавриил скрестом и мечом. Фоном для щита, увенчанногоимператорской короной, служила «сень»(мантия), соединенная со шлемом св.Александра Невского. Над ним громоздиласьеще одна корона, а над нею — хоругвь(знамя) с полным повторением всехописанных ранее изображений: и короны,и мантии, и архангелов, и щита, и орла, ивсадника. Венчал хоругвь восьмиконечныйкрест — символ православия. Идеюгосударства, эмблемойкоторогодолжен был служить герб, передаваланадпись «Съ намиБогь».Этот же девиз повторялся и на шлемеАлександра Невского, и на хоругви. Имперскуюидею выражали изображения не только вцентре герба, но и по его бокам, гдерасполагались эмблемы земель, входившихв Российскую империю. Всего насчитывалось17 щитов, на которых было представлено52 исторических герба территорий,входивших в состав империи. Внизупод силуэтом орла помещался родовойгерб Романовых. В целом герб изобразительнымисредствами передавал многосоставныйи неудобопроизносимый титул русскогоцаря: «Божиею споспешествующеюмилостию мы, Александр II, император исамодержец всероссийский, московский,киевский, владимирский, новгородский,царь казанский, царь астраханский, царьХерсонеса Таврического, царь грузинский,государь псковский, и великий князьсмоленский, литовский, волынский,подольский и финляндский, князьэстляндский, лифляндский, курляндскийи семигальский, самогитский, белостокский,корельский, тверский, югорский, пермский,вятский, государь и великий князьНовгорода Низовские земли, черниговский,удорский, рязанский, полотский, ростовский,ярославский, белозерский, обдорский,кондинский, витебский, Мстиславский ивсея Северныя страны повелитель, игосударь Иверския, Карталинская,Кабардинская земли и области Арменския,черкасских и горских князей и иных,наследный царь и обладатель, наследникнорвежский, герцог шлезвигголстинский,сторнмарнский, дитмарсенский иольденбургский и проч. и проч.» Такимобразом ,большой герб 1857 г. должен былпередать все нюансы титулатуры императораи подчеркивать его власть надмногочисленными землями Российскойимперии. Под этим гербом Россияпрожила до февраля 1917 г., т. е. до падениясамодержавия. Внешний вид его все этовремя практически не менялся. Послефевральской революции Временноеправительство не отказалось отсуществовавшего государственногогерба, но его внешний вид был существенноизменен. Газета «Речь» (центральныйпечатный орган партии кадетов) 29 апреля1917 г. писала: «Юридическое совещание,рассмотрев вопрос о дальнейшемупотреблении знака Государственногогерба, признало, что двуглавый орел несвязан ни с династией Романовых, нис каким-либо определенным государственнымстроем... а потому с удалением с неготитульных гербов, а равно эмблеммонархического характера... орел можетбыть принят для употребления как гербсвободного Российского государства».Так имперский герб оказался значительно«разгружен»: с него были убраныкороны, скипетр, держава, гербы царстви земель (в том числе и московский),орденская цепь. За образец был взят орелс печати Ивана III. Двуглавый орелизображался с опущенными крыльями,тяжелым и массивным хвостом. Авторомего был известный русский художник И.Я.Билибин. В таком виде герб просуществовалдо октябрьских событий 1917 г., некотороевремя сохранялся при новой власти,а в апреле 1918 г. был упразднен. Послебольшевистской революции перед Советскимгосударством встала задача созданияновых эмблем, которые отразили быкоренные перемены в жизни страны. Первыйгерб Советской России начинает своюисторию с гербовой печати Совета народныхкомиссаров. Организацией работы по ееизготовлению занимался секретарьСовнаркома Н.П. Горбунов. В феврале —начале марта 1818 г. проект государственнойпечати был подготовлен: на нем в обрамленииснопов пшеницы изображались серп имолот, через которые проходил отточенныйбулатный меч. Существуют различныемнения о том, кто был автором проекта(называются имена Л.В. Руднева, А.Н. Лео,Л. Рейснера, С.В. Чехонина, А.В. Мангарани),однако документального подтвержденияавторства эскиза первого советскогогерба на гербовой печати нет. Вместе стем доподлинно известно, что проектгербовой печати для другого учрежденияновой власти — ВсероссийскогоЦентрального Исполнительного комитета— подготовил художник С.В. Чехонин: нанем изображались перекрещенный серп имолот на фоне лучей от поднявшегося надними солнца в обрамление венка. Несм |
КонтактыМОУ Богдановская СОШАдрес: Россия, Оренбургская область, Тоцкий район, село Богдановка, ул.Школьная, 14. 461113 Телефон: 8(3534)996154 E-mail: ouo430004@totsk-roo.esoo.ru |
Обратная связь |