Яндекс.Погода

 

Всероссийский творческий конкурс, посвящённый истории

государственной символики Российской Федерации

«Овеянныеславою флаг наш и герб»

 

Творческая работа

 

Тема:«ГЕРБ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»

 

(эссе)

 

Работувыполнил:

ЕвсеевСергей

БогдановскаяСОШ, 9 класс

 

План:

 

 

  1. Вступление.

1.Значениеслова «герб» в русском языке.

 

II.Основная часть.

1.Важнейшиеэлементы государственного герба Россиив 18 веке

2.Изменениегосударственного герба России.

3.РешениеВременного правительства по вопросугосударственного герба.

4.Современноетолкование государственного гербаРоссийской Федерации.

 

III.Заключение.

 

 

Герб— слово польского (Hегb)и немецкого (егЬе) происхождения. Дословнопереводится как «наследство». В«Толковом словаре рус­ского языка»С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово «герб»определя­ется как «эмблемагосударства, города, сословия, рода,изображае­мая на флагах, монетах,печатях, государственных и другихдокумен­тах». В начале 1990-х гг. сутратой прежних государственныхсимво­лов в Российской Федерациивосстанавливается российская исто­рическаясимволика. Новый государственный гербРФ был офици­ально принят президентскимУказом 30 ноября 1993 г. Легитимность егонередко ставилась под сомнение, так какв течение 1990-х гг. Государственная дума,в которой преобладало коммуни­стическоебольшинство, отказывалась утвердитьэто решение. Нако­нец, 8 декабря 2000 г.Закон «О Государственном гербеРоссийской Федерации» был принят,20 декабря одобрен Советом Федерации, а25 декабря подписан Президентом В.В.Путиным. В статье 1 Зако­на содержитсяописание герба: «Государственныйгерб Российской Федерации представляетсобой четырехугольный, с закругленныминижними углами, заостренный в оконечностикрасный геральдиче­ский щит с золотымдвуглавым орлом, поднявшим вверхраспущен­ные крылья. Орел увенчандвумя малыми коронами и — над ними —одной большой короной, соединеннымилентой. В правой лапе орла — скипетр, влевой — держава. На груди орла, в красномщите, — серебряный всадник в синем плащена серебряном коне, поражающий серебрянымкопьем черного опрокинутого навзничьи попранного конем дракона».

Всовременном российском гербе воспроизведеныосновные элементы государственногогерба дореволюционной России: дву­главыйорел, короны, скипетр, держава, всадник.Вместе с тем он неявляется копией герба Российскойимперии.

Каковаже история происхождения гербов,возникновение и эво­люция российскогогерба? Когда и почему двуглавый орелстал глав­ной эмблемой нашегогосударства? Что означают другие элементыгерба? В чем отличие современногороссийского герба от импера­торского?Постараемся ответить на эти вопросы.

 

Древнейшимпрообразомгерба были тотемические изображенияживотных, покровителей племени или родав первобытном общест­ве. Зачаткигербов некоторые исследователи видятв многочислен­ных символическихизображениях, существовавших у народовдревнего мира. Непосредственными жепредшественниками гербов были родовыеи семейные знаки собственности («знамена»,«рубе­жи», «метки» у славян,«тамги» у монголов и т.п.), а такжеэмблемы, постоянно повторявшиеся намонетах, медалях и печатях в государ­ствахдревнего мира (в Египте — змея, в Армении— лев и т.д.). Специалисты по геральдикесчитают, что первые гербы возникли вXI—XII вв. в среде западноевропейскогорыцарства. Одной из при­чин, вызвавшихпоявление гербов, были особенностирыцарского вооружения той эпохи. Рыцари,как известно, с головы до ног былизакованы в металл: шлемы, кольчуга, латы,наколенники, сапоги, щит. Узнать, ктоименно скрывается под вооружением, былоневоз­можно. Поэтому для того, чтобыразличать друг друга, рыцари сталиустанавливать на своих рыцарских щитахизображения, знаки. Впоследствии онистали родовыми, приобрели наследственныйхарактер (передавались от отца к сыну)и получили название гербов.

Историяроссийского герба начинается с утверждениядвуглавого орла в качестве государственнойэмблемы Руси.

Двуглавыйорел — один из древнейших в историичеловечества символов власти, верховенства,силы, мудрости. Он был известен уже встранах Древнего Востока в VII—VI вв. дон. э. Оттуда он благо­даря крестоносцампопал в Европу, в Священную Римскуюимпе­рию, состоявшую из небольшихгосударств, правители которых помещалидвуглавого орла на своих печатях (XII—XIVвв.), чтобы поднять свой престиж. Сделатьэто было тем более легко, что евро­пейцыв эпоху средневековья часто уподоблялимир людей миру животных и птиц: средизверей царствовал лев, среди птиц —орел, а на вершине мира людей стоялкороль, император или князь. И ес­лиформы символов и эмблем императоров икоролей уже давно были найдены (поантичному образцу они помещали на своихпеча­тях либо тронное изображение,либо свой профиль), то правителям болеенизкого ранга ещё предстояло отыскатьадекватные формы для выражения идеисвоей независимости, могущества ипричастности к миру избранных (царственныхособ). Одной из таких форм и стал двуглавыйорел. Среди историков господствуетмнение, что двуглавый орел с XIV в.утвердился как государственный символВизантийской империи, располагавшейсяна территории современ­ных Турции иГреции. Однако ряд исследователей (В.Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич)считают, что в пределах Византиидву­главый орел не получил геральдическогозначения. Его изображе­ние не помещалосьни на монетах, ни на печатях. В качествеже герба в Византии с 1327 г. утвердилоськрестообразное изображе­ние четырехбукв В (от слова «Вазилевс», т.е.император). Правда, двуглавый орел вВизантии выступал символом религиознойвласти (его изображение присутствовалона знамени вселенского пат­риарха, атакже на знаменах отдельных церковныхорганизаций). Кроме того, орнаментальноеизображение двуглавого орла на одеждечленов императорского двора служилопризнаком их при­надлежности кокружению императора. Встречаются этицарствен­ные птицы, увенчанные тоодной, то двумя коронами, и в миниатю­рах(в небольших живописных произведениях).

Символомгосударственности и независимостидвуглавый орел стал в православныхстранах византийского мира, в церковномот­ношении подчинявшихсяконстантинопольскому (вселенскому)пат­риарху. В некоторых балканскихстранах (Сербии, Болгарии, Черно­гории,Албании, Румынии) он утвердился именнов качестве герба.

ЗнакомствоРуси с двуглавым орлом восходит кXII—XIII вв. (он встречается на декоративнойплитке этого времени). Затем егоизображение исчезает почти на тристолетия и вновь возникает уже нагосударственной печати Ивана III, великогокнязя владимирского и московского,государя всея Руси. Печать эта двусторонняя,датиру­ется 1497 г. На одной ее сторонеизображен всадник, поражающий копьемдракона, на другой — двуглавый орел.

Какоказались эти эмблемы на великокняжескойпечати Ивана III? «Конные печати»(печати с изображением всадника) получилиболь­шое распространение на Руси ещев домонгольский период в удель­ныхкняжествах (начало XIII в.). Удельные князьясчитали необходи­мым иметь на своихпечатях небесного хранителя, святогопатрона. Попытки специалистов найтиконкретный прообраз русских конныхкняжеских печатей пока оказываютсябезрезультатными. Ряд иссле­дователейсклонен считать, что он заимствован изЕвропы. Там кон­ные печати широкораспространились с середины XI в. Ноевро­пейский всадник олицетворял напечати главу государства, рус­скийже,как уже отмечалось, — святого воина,патронакнязя.

Влитературе и искусстве средневековойэпохи всадник, поражаю­щий копьемдракона, предстает в образе Георгия-змееборца.В на­родном творчестве — это храбрыйЕгорий-воин, защитник от сил зла.Московские князья присваивали собственнымперсонам не только деяния святого воина,но и его внешний вид: на монетах удельногопериода рядом с всадником, поражающимдракона, стоят буквы «К», «К-Н»,т. е. «князь».

Такимобразом, известные нам факты позволяютутверждать,что выборИваном III эмблемы всадника для своейпечати не был слу­чайным, а напротив,вполне естественным и логичным. Онсимволи­зировал рыцаря, который всегдадолжен сражаться на коне (как идревнеримский патриций), в противовеспростолюдину, воевавшему в пешем строю.Другими словами, всадник означал напечати древ­нее происхождение еевладельца и являлся «модным»символом в западноевропейской геральдике.В сознании русских людей того временивсадник (изображавшийся ранее на монетах,печатях) ассо­циировался с правителемРуси — князем, царем, великим государем.

Ещеболее спорным является вопрос, откудавзялся на Руси образ двуглавого орла?В течение очень долгого времени считалосьнепре­ложным мнение известногорусского историка, автора «Историигосударства Российского» Н.М. Карамзинао заимствовании двугла­вого орла изВизантии. Произошло это якобы в результатеженитьбы в 1472 г. Ивана III на племянницепоследнего византийского импе­ратораСофье (Зое) Палеолог. Эта традиционнаяверсия господствует в научных кругах,ее разделяют представители российскихгосудар­ственных структур, а такжелюбители-краеведы, занимающиеся историейгеральдики России. Однако многиесовременные историки (В. Артамонов, Н.Собо­лева, А. Хорошкевич) подвергаютаргументированной критике эту популярнуюточку зрения. Они считают, что наш,«русский» двугла­вый орел былпринят в качестве герба по образцу неВизантийской, а Священной Римскойимперии. Тем самым Иван III хотел уподобитьсвое могущество величию императораэтой державы. Кстати, тогда же Русьпозаимствовала имперский дипломатическийпротокол. Сам «государь всея Руси»имел контакты с императорским двором.Примечательно и то, что изображениеорла на печати Ивана III обна­руживаетнаибольшее стилистическое сходство сгабсбургским орлом, ставшим имперскимгосударственным гербом в 1440-е гг. Однакои у этой теории есть уязвимые места.

Существуетпо этому вопросу и еще одна, так называемая«юж­нославянская теория»,согласно которой знакомство с двуглавыморлом на Руси могло происходить и припосредничестве южнославянских государств(как уже говорилось, облик орла былположен в основу их национальных гербов).Однако реальных следов подоб­ноговоздействия пока не обнаружено.

Говоряо происхождении изображения двуглавогоорла на госу­дарственной печати Русив конце XV в., нельзя забывать и о болееранней русской традиции — одноглавоморле владимиро-суздальских соборов иэмблеме московской власти на печатяхВеликого Новгорода XV в. Но и эта традиция,названная в литературе «рус­ской»,возможно, тоже является общеевропейской,так как указан­ные орлы имели многосходства с современными им европейскими.

^

Такимобразом, вопрос о происхождении двуглавогоорла на го­сударевой печати Ивана IIIпока остается открытым. К сожалению, неимеет однозначного ответа и вопрос отом, какой именно смысл вкладывали нашидалекие предки в изображение двуглавогоорла, представленного в фас. На этотсчет также существует ряд пред­положений.Это двуглавие, возможно, было символомсоправления в канун венчания на великоекняжение преемника Ивана III его внукаДмитрия (как это бывало в византийскойпрактике). Или двуглавие обозначалопретензию Ивана III на земли всей Руси(то есть Руси и Северо-Восточной, Западнойи Юго-Западной, вхо­дившей в составВеликого княжества Литовского). Возможнотак­же, что двуглавие орла закреплялосвершившееся в 1470-е гг. объ­единениеМосковского княжества и Новгородскойфеодальной республики, после чего ИванIII мог с полным правом именоватьсягосударем всея Руси.

Такили иначе, но общегосударственная печать1497 г. свидетель­ствует о том, что ктому времени уже сформировалась восновных чертах концепция властимосковского великого князя. Изображен­ныена ней эмблемы (всадник и двуглавыйорел) подчеркивали, с одной стороны,древность происхождения власти ИванаIII, а с другой — знатность русскогогосударя. Они отвечали политическимустремлениям великого князя(внутригосударственным, т. е. объеди­нениюрусских земель вокруг Москвы, упрочениюгосударственного единства, и внешним— выдвижению Московского государствана международную политическую арену).Две эти эмблемы использо­вали всепоследующие государи для своих печатей,они же вошли и в российский государственныйгерб.

Втечение XVI — ХУ11вв. происходил динамичныйпроцесс фор­мирования государственногогерба, утверждения важнейших егоэлементов. С 1583 г. на большой государственнойпечати изобража­ется двуглавый орел,на груди которого — всадник, поражающийкопьем дракона. В 1625 г. на печати впервыепоявился двуглавый орел, коронованныйне двумя, а тремя коронами. Именно этоизоб­ражение с 1645 г. переходит набольшую государственную печать.Толкование смысла орла под тремя коронамисодержится в тексте «Славянскойбиблии», изданной в 1663 г.: «...Тремявенцами орел восточный сияет. Веру,Надежду, Любовь к Богу являет, крылапро­стер, объемлет все мира конца,север, юг, аж до запада солнца, простертымикрылами добре покрывает...» Другойвариант толко­вания — три коронысимволизируют три покоренные царства— Казанское, Астраханское и Сибирское.В 1654 г. двуглавый орел под тремя коронамивпервые изображен с символами власти— скипет­ром и державой в лапах. В1667 г. для скрепления Андрусовскогомирного договора с Польшей была сделанапечать с изображением на ней государственногогерба. Первое официальное описание егопомещено в указе 1667 г «О титуле царскоми о государственной печати», которыйгласил: «Орел двоеглавный есть гербдержавный великого государя, царя ивеликого князя Алексея Михайловича,всея Великие и Малые и Белые Россиисамодержца, его царского величестваРоссийского царствия, на котором трикороны изобра­жены, знаменующие тривеликие: Казанское, Астраханское,Сиби­рское - славные царства, покоряющиесяБогом хранимому и высо­чайшей егоцарского величества милостивейшегогосударя державе и повелению; на правойстороне орла три грады суть, а по описаниюв титле — Великие Малые и Белые России,на левой стороне орла три грады своимиписаньми образуют Восточных и Западныхи Се­верных; под орлом знак отчича идедича, на персех изображение наследника,в пазноктех скипетр и яблоко изъявляютмилостивей­шего государя, его царскоговеличества самодержца и обладателя».

Такимобразом, в XVII в. после эпохи смутноговремени окон­чательно утверждаетсятип российского герба — двуглавый орелс тремя коронами, скипетром и державойв лапах, на груди кото­рого расположенафигура всадника, поражающего копьемдракона. Как свидетельствуют многочисленныепамятники культуры XVIIв., двуглавогоорла того времени изображали, какправило, золотым на красном или беломполе. Это цветовое сочетание приобретаетгосударственный характер: красный(пурпурный) цвет считался царским, и егоиспользование строго регламентировалось;золотой цвет— неизменный символвечности, постоянства.

Вэпоху Петра 1 (первая четверть XVIII в.)государственный герб страны дополняетсяновыми символами. Меняется и раскраскагер­ба: орел официально становитсячерным, а фон — желтым. Это бы­лихарактерные имперские цвета. Такое ихсочетание существовало на гербах бывшейРимской империи и присутствовало нагербе Австрийской империи. Появлениеже их на российском гербе было связанос провозглашением Петром 1 Россииимперией и принятием им титула императора.Изменяется в это время и трактовкавсадни­ка, поражающего змея. Онперевоплощается в образ святого Геор­гияПобедоносца — один из древнейшихсимволов борьбы добра со злом, света стьмой, защиты Отечества. Вокруг щита сэтим сим­волом устанавливается цепьсо знаком ордена св. Андрея Первоз­ванного(первый военный орден, учрежденныйПетром 1 в 1699 г.). В довершение к этомудвуглавый орел увенчивается император­скимикоронами.

Геральдмейстерскаяконтора, учрежденная в петровскую эпоху,подготовила одно из первых «цветовых»описаний российского гер­ба: «Полезолотое, или желтое, на котором изображенимператор­ский орел песочный, т.е.черный, двоеглавный... На Орловых грудяхизображен герб великого княжестваМосковского, который окружен гривноюили цепью Ордена святого Андрея. И естьсей герб таков, как следует. Поле красное,на котором изображен Святой Георгий сзолотою короною, обращен он налево, онже одет, вооружен и сидит на коне, которыйубран своею сбруею с седловою приправоюс покрышкою и подтянут подпругами, авсе то колера серебряного, или белого;оной Святой Георгий держит копье впасти, или во рту, змия черного».

Всамом начале XIX в. государственный гербРоссийской империи чуть было не подвергсяочень существенным изменениям. В 1800 г.Павел 1 повелевает изготовить манифесто «Полном государствен­ном гербеВсероссийской империи». Манифест всвязи со смертью Павла 1 опубликован небыл, но оригинал его хранится вДепарта­менте геральдии. Основноеотличие нового герба — размещениетитульных гербов не на крыльях орла, ав большом щитке, располо­женном нагруди орла. В государственном гербепоявляется «сень» (мантия),щитодержатели в виде ангелов и прочиеатрибуты, заимствованные иззападноевропейской геральдики. ПриПавле 1 появляется на груди орлавосьмиконечный белый мальтийский крестпод короной со звездой, что было связанос принятием им ти­тула Великогомагистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского.

Александр1 восстановил прежний российский герби до середи­ны XIX в. он не подвергалсясущественным изменениям. Но при АлександреII была проведена своеобразнаягеральдическая ре­форма. Ее необходимостьобосновывалась тем, что «...государствен­ный...герб, хотя в главных частях своих всегдаодинаковый, должен в некоторых особыхк нему принадлежностях соответствоватьупот­ребляемому в разных... актахтитулу более или менее полному»и что современи первого описания государственногогерба «в титуле сде­ланы многиедополнения и изменения, но сии переменыне были в новейших о том постановленияхуказаны с надлежащею подроб­ностьюи равномерно не постановлено доселетвердых положитель­ных правил оупотреблении государственной печатив разных оной видах». Специально дляработы над гербами в Департаментеге­ральдии Сената создается Гербовоеотделение, которое возглавил удачливыйпредприниматель в области геральдикии нумизматики, любимец высшего обществаи императора Николая 1 барон БенгардКене. Выходец из Германии, выпускникБерлинского и Лейпцигского университетов,Кене сделал удачную карьеру в России.Он предло­жил три варианта российскогогерба: Большой, Средний и Малый (каждыйвид должен был применяться в определеннойситуации), ориентируясь в их художественномвоплощении на предшествую­щие проекты(в частности, Павла I) и общепринятые вевропейской монархической геральдикенормы и правила. Весной 1857 г. вариантыбыли представлены Александру II и получилиего одоб­рение. Однако работа над ихсовершенствованием продолжалась доначала 1880-х гг. Окончательно же проектыгербов были утверж­дены АлександромIII, Большой государственный герб — 24июля 1882 г., Средний и Малый — 23 февраля1883 г. Самым сложным по композиции ирисунку был Большой государ­ственныйгерб, отражавший средствами геральдическойсимволики триединую сущность русскойидеи — лозунга «за Веру, Царя иОтече­ство». Его новизна заключаласьв композиционном соединении гер­бовроссийских территорий и использованииранее не применяв­шихся в Россиигеральдических средств. При этомоставался неиз­менным главный символрусского государства — двуглавый орел.

Пооценке современных специалистов, Большойгосударствен­ный герб был огромным,весьма громоздким и сложным. В центрерасполагался двуглавый орел, каждаяголова его несла по короне, а третьябольшая корона возвышалась над первымидвумя. На груди орла находилось изображениесв. Георгия Победоносца (в рыцарс­комшлеме, нисколько не похожего на русскоговоина), поражающе­го копьем дракона.Орел помещался на фоне геральдическогощита, который держали главы небесноговоинства, покровители и заступ­никиРоссии — архангелы Михаил и Гавриил скрестом и мечом. Фоном для щита, увенчанногоимператорской короной, служила «сень»(мантия), соединенная со шлемом св.Александра Невского. Над ним громоздиласьеще одна корона, а над нею — хоругвь(знамя) с полным повторением всехописанных ранее изображений: и короны,и мантии, и архангелов, и щита, и орла, ивсадника. Венчал хоругвь восьмиконечныйкрест — символ православия. Идеюгосу­дарства, эмблемойкоторогодолжен был служить герб, передаваланадпись «Съ намиБогь».Этот же девиз повторялся и на шлемеАлександра Невского, и на хоругви.

Имперскуюидею выражали изображения не только вцентре гер­ба, но и по его бокам, гдерасполагались эмблемы земель, входив­шихв Российскую империю. Всего насчитывалось17 щитов, на кото­рых было представлено52 исторических герба территорий,входив­ших в состав империи. Внизупод силуэтом орла помещался родовойгерб Романовых. В целом герб изобразительнымисредствами пере­давал многосоставныйи неудобопроизносимый титул русскогоцаря: «Божиею споспешествующеюмилостию мы, Александр II, император исамодержец всероссийский, московский,киевский, владимирс­кий, новгородский,царь казанский, царь астраханский, царьХерсонеса Таврического, царь грузинский,государь псковский, и великий князьсмоленский, литовский, волынский,подольский и финлян­дский, князьэстляндский, лифляндский, курляндскийи семигальский, самогитский, белостокский,корельский, тверский, югорский, пермский,вятский, государь и великий князьНовгорода Низовские земли, черниговский,удорский, рязанский, полотский, ростовский,ярославский, белозерский, обдорский,кондинский, витебский, Мстиславский ивсея Северныя страны повелитель, игосударь Иверския, Карталинская,Кабардинская земли и области Арменския,черкасских и горских князей и иных,наследный царь и облада­тель, наследникнорвежский, герцог шлезвигголстинский,сторнмарнский, дитмарсенский иольденбургский и проч. и проч.»

Такимобразом ,большой герб 1857 г. должен былпередать все нюансы титулатуры императораи подчеркивать его власть надмно­гочисленными землями Российскойимперии. Под этим гербом Рос­сияпрожила до февраля 1917 г., т. е. до падениясамодержавия. Внешний вид его все этовремя практически не менялся.

Послефевральской революции Временноеправительство не от­казалось отсуществовавшего государственногогерба, но его внеш­ний вид был существенноизменен. Газета «Речь» (центральныйпечатный орган партии кадетов) 29 апреля1917 г. писала: «Юриди­ческое совещание,рассмотрев вопрос о дальнейшемупотреблении знака Государственногогерба, признало, что двуглавый орел несвя­зан ни с династией Романовых, нис каким-либо определенным государственнымстроем... а потому с удалением с неготитульных гербов, а равно эмблеммонархического характера... орел можетбыть принят для употребления как гербсвободного Российского го­сударства».Так имперский герб оказался значительно«разгружен»: с него были убраныкороны, скипетр, держава, гербы царстви земель (в том числе и московский),орденская цепь. За образец был взят орелс печати Ивана III. Двуглавый орелизображался с опущен­ными крыльями,тяжелым и массивным хвостом. Авторомего был известный русский художник И.Я.Билибин. В таком виде герб про­существовалдо октябрьских событий 1917 г., некотороевремя со­хранялся при новой власти,а в апреле 1918 г. был упразднен.

Послебольшевистской революции перед Советскимгосудар­ством встала задача созданияновых эмблем, которые отразили быкоренные перемены в жизни страны. Первыйгерб Советской России начинает своюисторию с гербовой печати Совета народныхкомиссаров. Организацией работы по ееизготовлению занимался секретарьСовнаркома Н.П. Горбунов. В феврале —начале марта 1818 г. проект государственнойпечати был подготовлен: на нем в обрамленииснопов пшеницы изображались серп имолот, через которые проходил отточенныйбулатный меч. Существуют различ­ныемнения о том, кто был автором проекта(называются имена Л.В. Руднева, А.Н. Лео,Л. Рейснера, С.В. Чехонина, А.В. Мангарани),однако документального подтвержденияавторства эскиза первого советскогогерба на гербовой печати нет. Вместе стем доподлинно известно, что проектгербовой печати для другого учрежденияно­вой власти — ВсероссийскогоЦентрального Исполнительного коми­тета— подготовил художник С.В. Чехонин: нанем изображались перекрещенный серп имолот на фоне лучей от поднявшегося надними солнца в обрамление венка. Несм

Контакты

МОУ Богдановская СОШ

Адрес: Россия, Оренбургская область, Тоцкий район, село Богдановка, ул.Школьная, 14. 461113


Телефон: 8(3534)996154

E-mail: ouo430004@totsk-roo.esoo.ru

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz